Установка дорожных знаков на сборных железобетонных фундаментах и металлических стойках

Фундаменты под дорожные знаки и светофоры. Фундаменты дорожных знаков

Фундаменты дорожных знаков

В дорожном строительстве предусмотрено два способа установки стоек дорожных знаков: стойки, заделанные непосредственно в грунт, и стойки, устанавливаемые на заглубленные или незаглубленные железобетонные фундаменты.

Железобетонные фундаменты дорожных знаков применяются для установки и фиксации постоянных или временных дорожных знаков и указателей на автодорогах общего и специального назначения. Фундаменты также часто используются в качестве заградительных устройств при организации движения автотранспорта на участках ремонта дорог, территориях стоянок и парковок.

Железобетонные фундаменты разработаны для применения в районах с расчетной зимней температурой воздуха до -50°С, в I – IV ветровых районах, в непросадочных, непучинистых грунтах при отсутствии грунтовых вод. В качестве стоек применяются столбики и рамы из металла, железобетона или дерева.

Фундаменты дорожных знаков со стойками устанавливают на откосах насыпей крутизной 1:4 и менее, на присыпных бермах, на тротуарах или островках безопасности, на разделительных полосах. При необходимости размещения дорожных знаков над проезжей частью дороги или обочиной на двух стойках закрепляется ригель в виде фермы или к одиночной стойке присоединяется консоль.

Преимущество применения железобетонных фундаментов заключается в быстроте и легкости монтажа, который может проходить как вручную, так и с применением специального крана-манипулятора. Высокая прочность и водонепроницаемость бетона позволяет фундаментам надежно закрепляться в грунте или на поверхности, обеспечивая необходимую устойчивость стоек дорожных знаков, предотвращая возможность их обрушения.

Железобетонные фундаменты дорожных знаков представляют собой усеченную пирамиду (фундаментные блоки) или прямоугольник (монолитные фундаменты) со ступенчатым основанием. В верхней части фундаментов спроектированы круглые или квадратные гнезда стаканного типа высотой 0,6 м для установки и последующего омоноличивания в них стоек бетоном класса В15. Для удобства строповки в подошве фундаментного блока Ф предусмотрены две подъемные петли, а в верхней части – два отверстия диаметром 50 мм.

Фундаментные блоки выпущены трех типоразмеров – Ф1, Ф2 и Ф3, отличающихся размерами и высотой подошвы. Монолитные фундаменты ФМ включают в себя 7 типоразмеров. Фундаменты Ф используются для установки постоянных или временных дорожных знаков на цилиндрические стойки сбоку от дорожного полотна, а монолитные фундаменты ФМ – для установки дорожных знаков на металлические рамы, которые располагаются над проезжей частью.

Установка дорожного знака с применением фундамента включает в себя:

  • создание технологического углубления в грунте или асфальте;
  • установка фундамента со стойкой или рамой для дорожного знака. Длина стойки зависит от количества устанавливаемых на неё дорожных знаков. В случае установки знака по специальному проекту, в зависимости от размеров знака, он может устанавливаться на 2 стойки;
  • монтаж дорожного знака на стойку с помощью хомутов или бандажной ленты;
  • при необходимости, восстановление нарушенного асфальтобетонного или иного существующего, на месте установки, покрытия.

При установке временного знака фундамент, к которому крепится стойка со знаком, обычно в грунт не закапывается. Если же знак ставится на постоянной основе, фундамент закапывают. После монтажа стоек их верхняя (надземная) часть покрывается стойкими к воздействию климатических факторов лакокрасочными материалами белого цвета. Оцинкованные стойки дорожных знаков не окрашиваются. Для защиты металлических стоек от коррозии их поверхность, непосредственно соприкасающуюся с грунтом, обмазывают горячим битумом.

Сборные и монолитные фундаменты изготавливаются в соответствии с серией 3.503.9-80 «Опоры дорожных знаков на автомобильных дорогах» из бетона класса В15, морозостойкостью F100. Изготовление монолитных фундаментов предусмотрено на месте строительства после устройства земляного полотна на бетонное основание класса В3.5 толщиной 100 мм. Фундаментные блоки изготавливаются на заводе в неразъемных опалубочных формах.

Для армирования фундаментов применяются сварные сетки с горячекатаной арматурой периодического профиля класса А-III по ГОСТ 5781-82 и обыкновенной арматурной проволокой периодического профиля класса Вр-I по ГОСТ 6727-80. Монтажные петли изготавливаются из горячекатаной гладкой арматуры класса А-I по ГОСТ 57810-82.

Железобетонные фундаменты дорожных знаков должны храниться расфасованными по маркам на складе или под навесом в контейнерах, штабелях или пакетах. Высота штабеля не должна превышать 2 м. Погрузка, транспортирование и разгрузка фундаментов производится с соблюдением правил техники безопасности и принятием мер, исключающих возможность их повреждения.

Фундаменты дорожных знаков маркируются буквами, обозначающими тип изделия (Ф – сборный фундаментный блок, ФМ – фундамент монолитный), и цифрами, обозначающими типоразмер изделия.

Фундаменты под дорожные знаки и светофоры

Ни одна дорога не обходится без знаков, светофоров, различных рекламных щитов и столбов. Все знаки и дорожное оборудование крепится либо на воздушные линии, либо на специализированные железобетонные столбы. Для установки опоры необходим фундамент для балансировки и устойчивости.

Наш завод производит в полном объеме различные фундаменты под дорожные знаки и светофоры. Помимо основного назначения фундаменты под дорожные знаки можно использовать разграничением или преградой на автостоянке. Зачастую подобные опоры используют и для запрещения стоянки во дворе, или перед магазином. Заказать фундамент у нас вы можете, написав на почту: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , наши менеджеры свяжутся с вами.

Принятые условные обозначения: Серия 3.503.9-80, ТУ 5810-001-23078401-04

H — высотаА — длинаB — ширина

От целей установки и расположения, фундаменты под дорожные знаки и светофоры производят из различных марок тяжелого бетона и добавляют арматуру и металлические трубы. Мы изготавливаем фундаменты в соответствии с серией 3.503.9-80.

Установка дорожных знаков

Установка дорожных знаков

  • размер шрифта уменьшить размер шрифтаувеличить размер шрифта
  • Печать
  • Эл. почта
Читать еще:  Какое расстояние должно быть от забора до бани в снт?

Наша компания силами собственных бригад осуществляет установку дорожных знаков, стоек дорожных знаков, как на временные опоры, так и путём бетонирования в грунт, либо асфальт. Крепление знаков к стойке осуществляется хомутами, бандажной лентой. Производим установку знаков и информационных щитов на подземных парковках.

Ниже приведена примерная стоимость установки треугольного дорожного знака «под ключ»:

  • изготовление треугольного дорожного знака – 630р.
  • крепление «хомут» 2шт. — 150 р.
  • стойка знака L=3 м – 1560р.
  • установка стойки знака в грунт – 1800р.
  • установка знака на стойку – 250р.
  • Выезд рабочей бригады в пределах МКАД — 2000р.

Итого: 6390р.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО УСТАНОВКЕ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ

Дорожные знаки должны устанавливаться в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004. Виды знаков, их количество, место установки определяются дислокацией, утвержденной соответствующей Государственной автомобильной инспекцией. Установка дорожных знаков, а также их снятие на конкретных участках дорог производится по разрешению Государственной автомобильной инспекции края, области, автономной республики. Установка каждого знака и, прежде всего знаков, вводящих различные ограничения, должна быть обоснована. Общее количество знаков на участке дороги должно быть по возможности минимальным. Знаки кратковременного или сезонного действия устанавливают только на тот период, когда они необходимы, и немедленно снимают после устранения причины установки знака.

В одном поперечном сечении дороги допускается установка не более трех знаков без учета дублирующих и знаков дополнительной информации (табличек). При этом их необходимо размещать: на опорах, колонках и столбах (мачтах) по горизонтали (что является предпочтительным) или по вертикали; на тросах-растяжках, рамах и кронштейнах, расположенных над проезжей частью — по горизонтали на одном уровне.

На дорогах вне населенных пунктов опоры знаков следует устанавливать за пределами обочин на бермах, присыпанных к обочине (рис. 3.3, а), откосах насыпи (рис. 3.3, б), на полосе отвода за боковой канавой (рис. 3.3, в) или над обочинами (рис. 3.3, е). Расстояние от кромки проезжей части, до ближайшего к ней края знака должно составлять от 0,5 до 2 м, а до края знаков предварительного указания направлений от 0,5 до 5 м. На горных дорогах допускается установка опор на обочинах в стесненных условиях. При этом расстояние между кромкой проезжей части и ближайшим к ней краем знака должна составлять не менее 1 м (рис. 3.3, г).

Рис. 3.3. Способы установки знаков на дорогах вне населенных пунктов

Опоры рекомендуется устанавливать за парапетом со стороны откоса, встраивать в блоки парапета или устанавливать между отдельными блоками парапета. На участках, где установлены балочные или тросовые ограждения, рекомендуется располагать опоры знаков за ограждениями со стороны откоса, ближе к опорам ограждений или закреплять непосредственно на опорах ограждений. Разрешается установка знаков на разделительной полосе для дублирования знаков, расположенных с правой стороны дороги или над проезжей частью. На разделительной полосе вогнутого профиля следует устанавливать опоры ближе к проезжей части того направления движения, для которого предназначен знак. Край знака не должен выступать за линию ограждения (рис. 3.3, д).

Знаки предварительного указания направлений и указатели расстояний следует устанавливать на опорах, расположенных на присыпанных к обочине бермах (рис. 3.4, а), откосах насыпей и выемок (рис. 3.4, б) или на полосе отвода за боковой канавой (рис. 3.4, в). На участках, где установлены ограждения, опоры знаков следует располагать ближе к опорам ограждений так, чтобы расстояние между краем знака и опорой было не менее 0,75 м (рис. 3.4, г). Предварительные указатели направлений рекомендуется закреплять на наклонных опорах, установленных рядом с земляным полотном дороги (рис. 3.4, д) или на откосах выемок (рис. 3.4, е). Такая конструкция опор позволяет располагать край знака на расстоянии 0,5 — 1 м от бровки земляного полотна, не устанавливая ограждения.

Рис. 3.4. Способы установки предварительных указателей направлений

На участках, где опоры невозможно установить на откосе насыпи или рядом с земляным полотном, щиты знаков рекомендуется размещать над обочинами или проезжей частью на Г-образных опорах (рис. 3.4, ж). На дорогах I — II категории знаки можно устанавливать над проезжей частью на П-образных опорах, тросах-растяжках. Опоры несущих конструкций должны располагаться на берме на расстоянии не менее 0,5 м от бровки дороги или края разделительной полосы (рис. 3.4, з, и).

В населенных пунктах знаки следует устанавливать на индивидуальных опорах (рис. 3.6, а), на одной колонке со светофором (рис. 3.6, б), на кронштейнах, прикрепленных к осветительным мачтам, опорам контактной сети трамваев и троллейбусов (рис. 3.6, а, г) или стенам зданий (рис. 3.6, д), на тросах-растяжках, прикрепленных к зданиям (рис. 3.6, е), натянутых между зданием и специальной опорой или между осветительными мачтами (рис. 36, ж). Допускается установка знаков над сигнальными тумбами с искусственным освещением (рис. 3.6, з).

Расстояние от нижнего края знака (без учета таблички) до поверхности дорожного покрытия должна составлять: от 1,5 до 2 м — при установке сбоку от дороги вне населенных пунктов, от 2 до 4 м — в населенных пунктах; от 5 до 6 м — при размещении над проезжей частью или обочиной.

Знаки должны быть удалены от проводов осветительной сети не менее чем на 1 м, а от проводов сети высокого напряжения не менее чем на 2,5 м (рис. 36, е). В пределах охранной зоны высоковольтных линий подвеска знаков на тросах-растяжках запрещается.

Знаки размещаются над обочиной (или проезжей частью) в следующих случаях:
а) на участках, где невозможно боковое размещение знака;
б) когда это единственный способ, обеспечивающий хорошую видимость знака;
в) при необходимости регулирования движения по отдельным полосам;
г) при интенсивном движении крупногабаритных транспортных средств.

Читать еще:  Как построить забор из профнастила с кирпичными столбами своими руками?

. В зависимости от взаимного расположения знаков на одной опоре очередность их расположения определяется в соответствии с рис. 3.7. Предпочтительно располагать знаки по горизонтали.

Рис. 3.7. Последовательность расположения нескольких знаков на одной опоре

Очередность размещения знаков разных групп на одной опоре должна быть следующей: знаки приоритета; предупреждающие знаки; предписывающие знаки; запрещающие знаки; информационно-указательные знаки; знаки сервиса. При размещении на одной опоре знаков одной группы очередность их расположения определяется номером знака в группе.

Исключение. Если при выезде на дорогу с односторонним движением устанавливается несколько знаков, то знаки 5.7.1 и 5.7.2 располагаются над другими знаками (рис. 3.8).

Стойки дорожных знаков могут быть изготовлены из различных материалов, обеспечивающих достаточную устойчивость под действием расчетной ветровой нагрузки, при мойке знаков ручным и механизированным способом, а также исключающих возможность преднамеренного повреждения стоек отдельными лицами. Для этой цели чаще всего используют Стойки из Трубы Диаметром 76мм.

Длина стоек дорожных знаков определяется из условия, что высота нижнего края знака над поверхностью проезжей части должна составлять не менее 2 – 2,5 м плюс величина заглубления стойки в грунт. При этом верхний край знака должен возвышаться над верхним концом стойки на 0,15 м.

Установка дорожных знаков на сборных железобетонных фундаментах и металлических стойках

Фундамент для стойки дорожного знака Ф2 (под заливку бетоном)

Пластиковый фундамент может поставляться как в виде заготовки — полое пластиковое изделие, так и в собранном, готовом к заливке бетоном виде.
В нижней части изделия имеется технологическое отверстие для последующей заливки изделия бетоном непосредственно на объекте. Основание для стойки дорожного знака в пластиковом чехле обладает привлекательным эстетическим видом, удобно в транспортировке.

Возможно изготовление изделия в комплекте с гильзой под стойку д=63мм, арматурой и ручками для переноски

Возможна оклейка световозвращающей пленкой для большей видимости изделия на дороге.

Дорожная краска, предлагаемая нашей компанией:


Фундамент для стойки дорожного знака Ф2 (под заливку бетоном) (заготовка, без арматуры)

Заготовка для пластикового фундамента — полое пластиковое изделие. В нижней части изделия имеется контур для выреза технологического отверстия для последующей заливки изделия бетоном непосредственно на объекте. Основание для стойки дорожного знака в пластиковом чехле обладает привлекательным эстетическим видом, удобно в транспортировке.

Габариты одного элемента: 610x610x270мм


Фундамент для стойки дорожного знака Ф2 с оклейкой световозвращающей пленкой (под заливку бетоном) (заготовка, без арматуры)

Заготовка для пластикового фундамента — полое пластиковое изделие. В нижней части изделия имеется контур для выреза технологического отверстия для последующей заливки изделия бетоном непосредственно на объекте. Основание для стойки дорожного знака в пластиковом чехле обладает привлекательным эстетическим видом, удобно в транспортировке. Подставка оклеена световозвращающей пленкой для большей видимости изделия на дороге.

Габариты одного элемента: 610x610x270мм


Фундамент для стойки дорожного знака Ф2 (под заливку бетоном) с комплектом арматуры (ручки для переноски, закладная металлическая труба для последующей установки стойки)

Пластиковый фундамент поставляется в собранном, готовом к заливке бетоном виде в комплекте с гильзой для стойки д=63мм и ручками для переноски. В нижней части изделия имеется технологическое отверстие для последующей заливки изделия бетоном непосредственно на объекте. Основание для стойки дорожного знака в пластиковом чехле обладает привлекательным эстетическим видом, удобно в транспортировке.

Габариты одного элемента: 610x610x270мм


Фундамент для стойки дорожного знака Ф2 (под заливку бетоном) с комплектом арматуры (ручки для переноски, закладная металлическая труба для последующей установки стойки) с оклейкой световозвращающей пленкой

Пластиковый фундамент поставляется в собранном, готовом к заливке бетоном виде в комплекте с гильзой для стойки д=63мм и ручками для переноски. В нижней части изделия имеется технологическое отверстие для последующей заливки изделия бетоном непосредственно на объекте. Основание для стойки дорожного знака в пластиковом чехле обладает привлекательным эстетическим видом, удобно в транспортировке. Подставка оклеена световозвращающей пленкой для большей видимости изделия на дороге.

Габариты одного элемента: 610x610x270мм

Фотографии изделия Фундамент для стойки дорожного знака Ф2 (под заливку бетоном)

Стойки металлические для дорожных знаков

Компания «СТМ-Инструмент» изготавливает металлические стойки для дорожных знаков различных типоразмеров и с разными вариантами покрытия. Опоры создаются из труб различным диаметром. Зачастую используются стойки 76, 57 миллиметров. Стойки металлические покрываются: горячим или холодным цинкованием, цинксодержащим грунтом или порошковыми красками с повышенным сроком эксплуатации. Наша компания имеет возможность создать различные опоры для дорожных знаков по желанию заказчика. Параметры стоек (диаметр, толщина, длина, покрытие) зависят от того где они будут устанавливаться и для каких.

Стойки металлические для дорожных знаков

(Маркировка СКМ)

Маркировка

Размеры, мм

Масса, кг

d

S

L

Выбор металлических стоек (СКМ) для дорожных знаков

Типоразмер

Размеры

Маркировка

С фундаментом

Без фундамента

A-900, D-700, 350×1050

A-1200, D-900, 450×1350

Типоразмер

Размеры

Маркировка

С фундаментом

Без фундамента

Типоразмер

Размеры

Маркировка

С фундаментом

Без фундамента

Типоразмер

Размеры

Маркировка

С фундаментом

Без фундамента

Типоразмер

Размеры

Маркировка

С фундаментом

Без фундамента

Типоразмер

Размеры

Маркировка

С фундаментом

Без фундамента

Типоразмер

Размеры

Маркировка

С фундаментом

Без фундамента

A-700, 300×600
D-600, 600×300

A-900, 350×700
D-700, 700×350

A-1200, 450×900
D-900, 900×450

A-1500, 600×1200
D-1200

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО УСТАНОВКЕ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ

Дорожные знаки должны устанавливаться в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004. Виды знаков, их количество, место установки определяются дислокацией, утвержденной соответствующей Государственной автомобильной инспекцией. Установка дорожных знаков, а также их снятие на конкретных участках дорог производится по разрешению Государственной автомобильной инспекции края, области, автономной республики. Установка каждого знака и, прежде всего знаков, вводящих различные ограничения, должна быть обоснована. Общее количество знаков на участке дороги должно быть по возможности минимальным. Знаки кратковременного или сезонного действия устанавливают только на тот период, когда они необходимы, и немедленно снимают после устранения причины установки знака.

Читать еще:  Именно ценность служит основой и фундаментом каждой культуры сочинение эссе

В одном поперечном сечении дороги допускается установка не более трех знаков без учета дублирующих и знаков дополнительной информации (табличек). При этом их необходимо размещать: на опорах, колонках и столбах (мачтах) по горизонтали (что является предпочтительным) или по вертикали; на тросах-растяжках, рамах и кронштейнах, расположенных над проезжей частью — по горизонтали на одном уровне.

Способы установки знаков на дорогах вне населенных пунктов.

На дорогах вне населенных пунктов опоры знаков следует устанавливать за пределами обочин на бермах, присыпанных к обочине (рис. а), откосах насыпи (рис. б), на полосе отвода за боковой канавой (рис. в) или над обочинами (рис. е). Расстояние от кромки проезжей части, до ближайшего к ней края знака должно составлять от 0,5 до 2 м, а до края знаков предварительного указания направлений от 0,5 до 5 м. На горных дорогах допускается установка опор на обочинах в стесненных условиях. При этом расстояние между кромкой проезжей части и ближайшим к ней краем знака должна составлять не менее 1 м (рис. г). Опоры рекомендуется устанавливать за парапетом со стороны откоса, встраивать в блоки парапета или устанавливать между отдельными блоками парапета. На участках, где установлены балочные или тросовые ограждения, рекомендуется располагать опоры знаков за ограждениями со стороны откоса, ближе к опорам ограждений или закреплять непосредственно на опорах ограждений. Разрешается установка знаков на разделительной полосе для дублирования знаков, расположенных с правой стороны дороги или над проезжей частью. На разделительной полосе вогнутого профиля следует устанавливать опоры ближе к проезжей части того направления движения, для которого предназначен знак. Край знака не должен выступать за линию ограждения (рис. д).

Способы установки предварительных указателей направлений

Знаки предварительного указания направлений и указатели расстояний следует устанавливать на опорах, расположенных на присыпанных к обочине бермах (рис. а), откосах насыпей и выемок (рис. б) или на полосе отвода за боковой канавой (рис. в). На участках, где установлены ограждения, опоры знаков следует располагать ближе к опорам ограждений так, чтобы расстояние между краем знака и опорой было не менее 0,75 м (рис. г). Предварительные указатели направлений рекомендуется закреплять на наклонных опорах, установленных рядом с земляным полотном дороги (рис. д) или на откосах выемок (рис. е). Такая конструкция опор позволяет располагать край знака на расстоянии 0,5 — 1 м от бровки земляного полотна, не устанавливая ограждения. На участках, где опоры невозможно установить на откосе насыпи или рядом с земляным полотном, щиты знаков рекомендуется размещать над обочинами или проезжей частью на Г-образных опорах (рис. ж). На дорогах I — II категории знаки можно устанавливать над проезжей частью на П-образных опорах, тросах-растяжках. Опоры несущих конструкций должны располагаться на берме на расстоянии не менее 0,5 м от бровки дороги или края разделительной полосы (рис. з, и).

Способы установки знаков в населенных пунктах.

В населенных пунктах знаки следует устанавливать на индивидуальных опорах (рис. а), на одной колонке со светофором (рис. б), на кронштейнах, прикрепленных к осветительным мачтам, опорам контактной сети трамваев и троллейбусов (рис в, г) или стенам зданий (рис. д), на тросах-растяжках, прикрепленных к зданиям (рис е), натянутых между зданием и специальной опорой или между осветительными мачтами (рис. ж). Допускается установка знаков над сигнальными тумбами с искусственным освещением (рис. з). Расстояние от нижнего края знака (без учета таблички) до поверхности дорожного покрытия должна составлять: от 1,5 до 2 м — при установке сбоку от дороги вне населенных пунктов, от 2 до 4 м — в населенных пунктах; от 5 до 6 м — при размещении над проезжей частью или обочиной. Знаки должны быть удалены от проводов осветительной сети не менее чем на 1 м, а от проводов сети высокого напряжения не менее чем на 2,5 м (рис. е). В пределах охранной зоны высоковольтных линий подвеска знаков на тросах-растяжках запрещается.

Знаки размещаются над обочиной (или проезжей частью) в следующих случаях:

а) на участках, где невозможно боковое размещение знака;

б) когда это единственный способ, обеспечивающий хорошую видимость знака;

в) при необходимости регулирования движения по отдельным полосам;

г) при интенсивном движении крупногабаритных транспортных средств.

Последовательность расположения нескольких знаков на одной опоре

В зависимости от взаимного расположения знаков на одной опоре очередность их расположения определяется в соответствии с нижеприведенным рис. Предпочтительно располагать знаки по горизонтали.

Очередность размещения знаков разных групп на одной опоре должна быть следующей: знаки приоритета; предупреждающие знаки; предписывающие знаки; запрещающие знаки; информационно-указательные знаки; знаки сервиса. При размещении на одной опоре знаков одной группы очередность их расположения определяется номером знака в группе.

Примеры размещения знака 5.7.1 или 5.7.2 на одной опоре с другими знаками

Исключение. Если при выезде на дорогу с односторонним движением устанавливается несколько знаков, то знаки 5.7.1 и 5.7.2 располагаются над другими знаками.

Стойки дорожных знаков могут быть изготовлены из различных материалов, обеспечивающих достаточную устойчивость под действием расчетной ветровой нагрузки, при мойке знаков ручным и механизированным способом, а также исключающих возможность преднамеренного повреждения стоек отдельными лицами. Для этой цели чаще всего используют Стойки из Трубы Диаметром 76мм.

Длина стоек дорожных знаков определяется из условия, что высота нижнего края знака над поверхностью проезжей части должна составлять не менее 2 – 2,5 м плюс величина заглубления стойки в грунт. При этом верхний край знака должен возвышаться над верхним концом стойки на 0,15 м.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector