Молдинг подоконный и межэтажный пояс различие в архитектуре

Про волюту на поребрике

Однажды, покупатель наших деревянных окон, архитектор по образованию, посмеялся над мастером по замеру, что тот не знает где находится сандрик. Мы понимаем, что учиться никогда не поздно и решили, что пусть-ка у нас тут все эти сандрики и прочие архитектурные элементы лежат в одной кучке! Вот так:

Архитектурные элементы

Антаблемент

Верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах. Антаблемент разделятся на несущую часть — архитрав, — на опирающийся на него фриз и венчающую часть — карниз.

Стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом.

Балюстрада

Невысокое ограждение лестниц, террас и балконов, состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху перилами. Современные конструкции значительно уступают таким сооружениям в плане красоты и изысканности, но ничуть не уступают в надёжности и практичности. В этом можно убедиться, обратившись на Фабрику перил — http://www.fplus.ru, которая специализируется на производстве и монтаже перил, поручней и ограждений из нержавеющей стали.

Невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов и лестниц.

Надстройка над зданием, обычно круглая в плане.

Здесь должна быть какая-нибудь шутка про валюту. Архитектурная деталь в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре, характерная для стиля барокко.

Галерея (гульбище)

Длинное крытое светлое помещение, примыкающее к стене здания. Одну из стен галереи заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающие к стене здания.

Орнаментальный мотив из волнообразно свисающих листьев, цветов, лент и т. п., характерный для барокко.

Фигурные завитки, украшающие верх стены.

Полукруглое завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний свод.

Верхняя часть колонны или пилястры различной формы.

Каменный или бетонный вертикальный выступ (ребро), усиливающий наружную стену.

Наборная колонка

Декоративный столбик, составленный из мелких резных элементов.

Плоский вертикальный выступ на поверхности стены.

Вид кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены. Кстати, логично!

Архитектурно оформленный вход в здание.
Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией. Понятие «портал» (в миниатюре) также применяется для обозначения «П»-образной рамы камина.
Посмотрите-ка на наши раздижные порталы для порталов!

Характерный элемент зданий, построенных в стиле классицизма: ряд колонн, помещенный перед фасадом здания.

Участок стены между двумя пилястрами.

Круглое в разрезе сооружение, обычно увенчанное куполом. Ротонда часто завершает центральную часть здания в стиле классицизма.

Небольшой карниз, расположенный над проемом окна или двери на фасаде здания, иногда опирающийся на консоли. Часто завершается фронтоном.

Шутки в сторону. Ширинка – это гульфик, а ширинка – это декоративное украшение в виде прямоугольного углубления, иногда украшенное лепниной.

Выступающая за плоскость фасада часть помещения.

Понравилось?

Тогда загляните и узнайте сколько окон в Эрмитаже и что там за лоджии у них?

Архитектурные элементы фасада здания

Применение декоративных элементов на стенах и окнах способно преобразить внешний вид любого здания к лучшему. Колонны, замковые камни, арки, лепнина и консоли позволяют скрыть различные недостатки и усилить внимание на достоинствах постройки. Главное – грамотно все разместить. Если вы планируете возвести не простой загородный дом, а настоящий коттедж, усадьбу – вам необходимо получить базовые знания том, какие архитектурные элементы фасада здания существуют, из чего они делаются и как устанавливаются. Все это вы можете найти здесь.

Архитектурные элементы фасада здания

Архитектурные элементы стен фасада

Для начала рассмотрим те декоративные элементы фасада, которые располагаются не на оконных проемах, а просто на стенах. Большая их часть показана на изображениях, приведенных выше и ниже.

Основные элементы декоративной отделки фасада

Пример того, как выглядел дом до установки декоративных элементов и после

Карниз – выступающий элемент. Как правило, он тянется вдоль всей стены и визуально разделяет ее и крышу либо разбивает саму плоскость стены на несколько отдельных зон. По месту своего расположения карниз бывает подкрышный, межэтажный и цокольный.

Карниз под крышей

Карниз между этажами

Цокольный карниз. Как правило, он снабжается отливом

Руст – прямоугольные накладки по углам стен, также известные как бассаж. Как правило, они чередуются по размеру и имеют друг между другом небольшие отступы. Также рустами называют внешнюю отделку фасада прямоугольными каменными плитами, внешняя часть которого остается неотесанной.

Розетка – круглый декоративный элемент на стене, снабженный объемным рисунком с узорами. Как правило, устанавливается над входом в здание или по центру фронтона.

Фреска – цветное изображение, нанесенное на стену при помощи штукатурки или иных материалов. При создании подобных декоративных элементов огромное внимание необходимо уделять стойкости к внешним воздействиям.

Фреска на фасаде дома

Барельеф – объемное изображение, выступающее наполовину из стены. Один из самых древних архитектурных элементов фасада и вместе с тем наиболее сложный. Имеет подвид, называемый горельефом – в нем отдельные части рисунка могут выступать из стены более чем на 50%. Оба элемента и другие схожие с ними украшения стен в общем называются лепниной.

Барельеф в современной архитектуре

Арка – сквозной или глухой проем с полукруглым верхом. Чаще всего используется для обрамления входной двери или крупных окон. Нередко дополняется своими декоративными элементами.

Филенка – прямоугольное выдвинутое или заглубленное обрамление какого-либо декоративного элемента, например, розетки. Иногда встречаются филенки и других форм, а также те, что не имеют внутри каких-то украшений.

На этом изображении филенки располагаются под окнами

Фриз – прямоугольная полоса, обрамляющая определенную часть фасада. Часто располагается рядом с карнизом (из-за этого иногда возникает путаница в терминах).

Антаблемент — верхняя горизонтальная часть сооружения

Консоль – выступающая из стены опора, закрепленная только на одном конце. Как правило, используется для поддержки балкона, карнизов и прочих относительно тяжелых объектов, выходящих далеко за плоскость фасада. Карниз является не только несущим, но и декоративным элементом – он украшается лепниной, узорами и горельефами.

Пример использования консолей

Балюстрада – ограждение балкона, террасы или лестницы, выполненное из балясин (фигурных столбиков сложной формы). Сверху дополняется перилами, а в некоторых случаях – вазами, расположенными на тумбах.

Колонна и ее составные части

Отдельно стоит выделить такой архитектурный элемент здания, как колонна. Это столб круглого или прямоугольного сечения, используемый в качестве как несущей детали, так и украшения внешнего вида фасада. Изготавливается из камня, дерева, металла и прочих строительных материалов. Условно колонну можно поделить на три части.

  1. База – нижнее основание колонны. Как правило, его диаметр больше, чем у основной части данного архитектурного элемента. База колонны должна быть очень крепкой, так как на нее давит значительная масса.
  2. Ствол или тело колонны – основная часть архитектурного элемента. Как уже было сказано выше, имеет квадратное либо круглое сечение. Иногда ствол колонны сужается к своей верхней части. Тело может быть как гладким, так и рельефным – с горизонтальными и вертикальными желобами.
  3. Капитель – верхняя часть колонны, как правило, больших размеров, чем ее основная часть. Равномерно распределяет нагрузку на ствол от поддерживаемой конструкции. Капитель снабжается лепниной, узорами консолями.
Читать еще:  Преимущества и применение золотых красок для декорирования металла

Колонна и ее составляющие элементы

Различные стили колонн

Также стоит отметить два подвида колонн – полуколонна и пилястра. Первая представляет собой архитектурный элемент в виде столба круглого или квадратного сечения, выступающий из стены на 50-75%. Как правило, устанавливается у дверных проемов и чаще служит не конструкционным, а декоративным элементом. Пилястра – небольшой вертикальный выступ, по своей форме и устройству напоминающий колонну. Выполняет исключительно декоративную функцию.

Полуколонны на углах здания

Пилястры, обрамляющие вход на фасаде

Архитектурные элементы оконных и дверных проемов

Перейдем к еще одной очень важной части фасада – оконным и дверным проемам. Рассмотрим основные декоративные элементы, используемые для их обрамления и украшения.

Архитектурные элементы оконных проемов

Сандрик – небольшой карниз, часто прямоугольной формы и с фронтоном, расположенный над окном, дверью и нишей. Снабжается лепниной, узорами и прочими декоративными элементами. Помимо функции украшения фасада, сандрик прикрывает оконные стекла от дождя.

Замковый камень – декоративный элемент клиновидной формы, располагающийся посередине карниза или сандрика оконного проема или арки.

Сандрик треугольной формы, снабженный фронтоном. Под ним можно обнаружить несколько замковых камней

Наличники – планки, установленные по краям оконного проема и ориентированные вертикально. Украшаются лепными деталям и резьбой. Дополняются откосами – металлическими или иными поверхностями, украшающими оконный проем по своей внутренней части.

Резные наличники на окнах деревенского дома

Лепной подоконник с консолями

Тимпан – плоскость фронтона над окном и под проемом арки, обрамляющим его. Украшается лепниной, розеткой, узорами, барельефами, а иногда – фресками.

Материалы, из которых изготовляются архитектурные элементы фасада

Декоративные элементы фасада изготавливаются из самых разных материалов, здесь же рассмотрим самые популярные варианты.

    Гипс – минеральная осадочная порода естественного происхождения. Один из древнейших материалов, применяемых для изготовления архитектурных элементов фасада. Гипс пластичен и очень податлив в своей мягкой форме, но вместе с тем украшения и лепнина из него обладают большой массой и стоимостью. Размещать декоративные элементы из гипса можно только при наличии очень прочного фундамента и стен.

Консоль, украшенная лепниной из гипса

Декоративные элементы из пенополистирола

Видео — Фасадный декор: пошаговая инструкция монтажа

Установка архитектурных элементов фасада из пенополистирола – пошаговая инструкция

Рассмотрим поэтапно процесс установки архитектурных элементов для фасада, изготовленных из пенополистирола.

Список инструментов

В качестве вступления рассмотрим список инструментов, которые могут вам понадобиться для выполнения подобной работы.

Таблица. Установка архитектурных элементов фасада – список инструментов.

Аркатурный пояс в архитектуре

Аркатурный пояс – это элемент, используемый при возведении различных сооружений. Его создают как внутри, так и снаружи здания. О том, что такое аркатурный пояс, о его особенностях и строении будет рассказано в этом очерке.

Что такое аркатура?

Прежде чем начать рассматривать, что такое аркатурный пояс, следует описать значение терминов, сопутствующих этому понятию.

Один из таких терминов — это «аркатура». В переводе с итальянского он обозначает «дуга», «изгиб». В немецком языке аркатура — это «ряд арок». Еще ее называют аркатурным поясом, аркатурным фризом. По сути, это все ее разновидности.

Аркатура является непрерывным или расчлененным рядом ложных декоративных арок. Они находятся либо на фасаде здания, либо на стенах внутренних помещений. Основной вид — это слепая аркатура, которая состоит из элементов, наложенных пластически на поверхность стены. Иногда между стеной и аркатурой оставляют небольшое пространство.

Еще аркатура бывает двух видов: расчлененная и непрерывная. Последняя из них может быть выполнена в виде аркатурного пояса, который дополнен колонками на кронштейнах. В частности, такой вариант архитектурного решения присущ храмам Владимиро-Суздальского княжества.

Особенности арки

Другой термин — это «арка» — архитектурный элемент, составляющий аркаду и такую ее разновидность, как аркатурный пояс. Она представляет собой криволинейное перекрытие глухого или сквозного проема или пролета в стене, которое имеет опоры. Арки могут опираться на консоли, колонны и кронштейны. Они бывают как настоящими, так и ложными, то есть декоративными. Обычно арки имеют симметрию относительно вертикальной оси. Подробнее этот элемент аркатуры будет рассмотрен ниже.

Если сравнивать арку с балкой, то последняя испытывает обычное (нормальное) механическое напряжение, тогда как арка – касательное. Благодаря касательному напряжению и происходит распор (горизонтальная опорная реакция).

Арка от свода отличается тем, что имеет значительно меньшую ширину. Из-за вертикальной нагрузки арка больше работает на сжатие, а не на изгиб, с чем и связаны ее хорошие технические характеристики.

Арки делятся на три типа:

  • бесшарнирные;
  • двухшарнирные;
  • трехшарнирные.

В том случае, если опорные арочные концы соединены друг с другом перемычкой, (стержнем, воспринимающим горизонтальную реакцию), это будет арка с затяжкой.

Названия арочных элементов

Арка состоит из целого ряда элементов, названия которых приведены ниже:

  • клинчатый камень;
  • замковый камень (венчающий вершину по центру);
  • экстрадос (внешняя поверхность арки);
  • интрадос (внутренняя поверхность);
  • импост (пята, пятка — камень, расположенный у основания опор);
  • опорная стена;
  • пролет;
  • стрела подъема (расстояние до центра замкового элемента от той линии, которая соединяет оба центра пяточных камней — импоста).

Расстояние между осями импоста называют расчетной проймой. Если увеличивается стрела подъема, соответственно, уменьшается распор самой арки. Ось всей конструкции подбирают таким образом, чтобы давление на изгиб было минимальным. Расчет конструкции крайне важен, так как эта точность может повлиять на прочность всего помещения в целом.

В древние времена

Впервые аркатурный пояс в архитектуре, используемый при возведении зданий, отделке фасадов и внутренних помещений, появился около 2-го тысячелетия до н. э. в Древней Месопотамии, а также в остальной части Древнего Востока. В этом регионе строительство различных зданий с использованием кирпичных блоков достигло высочайшего уровня, а вместе с этим увеличилась и сложность самих сооружений. Во времена расцвета Древнего Рима арки использовали довольно часто. Например, известный на весь мир Колизей создан при помощи множества арок, соединение которых составляет аркатуру.

Аркатурный пояс в мировой архитектуре

В восточных странах аркатуру используют при строительстве открытых галерей, которые располагают вдоль фасадов домов. Основная нагрузка в случае такого технического решения распределяется между каждой отдельной арочной опорой.

Применение аркатурного пояса увеличивает характеристики прочности всего строения в целом, при этом уменьшая вес самой конструкции. Упомянутый ранее Колизей построен при помощи многочисленных арок, также они активно использовались римлянами при возведении акведуков, которые сохранились до настоящего времени.

В Средние века при возведении английских готических соборов и монастырей активно используется аркатурный пояс. То место, где он находится, сразу же привлекает взор своей красотой.

Читать еще:  Суглинок пучинистый или нет

Обычно в католических храмах крытый арками проход ведет от нефа или трансепта к внутренним помещениям. Часто аркада примыкала к обители с восточной стороны, перекрывая проходы в храмах, имеющие крестообразную форму. В Глостерширском соборе, возведенном в 1029 году, аркада расположена с противоположной стороны, что несколько не соответствовало канонам строительства, но все же встречалось.

Аркатурно-колончатый пояс

Такими поясами называют декоративные мотивы из череды небольших арок, которые опираются на маленькие колонны. Как уже было сказано выше, колончатый пояс – это одна из разновидностей аркатуры. Он широко использовался в архитектуре Древней Руси. С его помощью оформляли стены зданий и церковные барабаны (предкупольная часть церкви). Нередко между колоннами прорезались вытянутые, узкие световые окна.

Колончатые пояса имели различные варианты исполнения. Так, например, одним из методов являлась установка небольших колонн не под каждую пяту соседних арок, а с различными промежутками – в одну или две арки. Подобное расположение можно увидеть в Кремле, на барабанах Благовещенского собора.

Аркатурный пояс храма со временем начинают использовать и в обычной архитектуре. Начиная с XVII века этот декоративный элемент становится обязательным не только в русской храмовой архитектуре, но и при возведении светских построек. Стоит отметить, что там где находился аркатурный пояс в русской храмовой архитектуре, довольно часто проемы и венцы арок украшали мозаикой на Библейские темы.

Появившийся в древние времена, этот архитектурный элемент стал не только необходимым и часто используемым, но и приобрел эстетические черты, облагораживая и украшая любую постройку.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ЧЛЕНЕНИЯ СТЕН

Части «Подножия» и «Карнизы» были посвящены рассмотрению двух архитектурных форм, ограничивающих здание снизу и сверху, протянутых по фасаду в горизонтальном направлении. По этому признаку подножия и карнизы как будто можно было бы отнести к горизонтальным членениям. Но мы предпочли выделить их в отдельные части, вследствие их особенно важного, совершенно самостоятельного значения и большого разнообразия.

Подножие или цоколь соответствует возвышению пола первого этажа здания, а карниз — его потолку; поэтому при одноэтажном здании ничем не вызывается введение между цоколем и карнизом каких-либо дополнительных форм, протянутых горизонтально по всему фасаду.

Все греческие и небольшие римские храмы, прямоугольные и круглые, подтверждают это; но в более значительных по размерам сооружениях, разделенных на несколько этажей, появляются отражения таких разделений в виде карнизов и даже целых антаблементов, расчленяющих фасад на отдельные горизонтальные части.

В архитектуре Ренессанса внутренние междуэтажные перекрытия тоже часто выражены на наружной стороне стены, но не всегда и не ?обязательно. Архитектор не всегда считал нужным членить стену снаружи на столько полос, сколько в доме этажей, предпочитая местами оставлять довольно значительную часть стены гладкой. Если же ему надо было, чтобы избежать однообразия, расчленить плоскость стены на части, то он достигал этого путем введения узких, второстепенного порядка профилей, протянутых по фасаду, не считаясь с расположением междуэтажных перекрытий.

Все горизонтальные членения, которые мы рассмотрим по отдельности, можно свести к следующим пяти типам: 1) междуэтажные карнизы; 2) гурты; 3) пояса; 4) подоконные карнизы и 5) второстепенные тяги.

В римской архитектуре обработка многоэтажных зданий сводилась к размещению в каждом этаже самостоятельного ордера; точнее, в каждом этаже размещались арки, а в простенках между арками ставились трехчетвертные колонны так, как эго было объяснено в ордерах (аркады). Колонны каждого этажа поддерживают общий антаблемент, заканчивающийся вверху венчающим карнизом. Таким образом, между этажами мы видим настоящие, сильно свешивающиеся карнизы, ничем не отличающиеся от тех, которыми завершаются вверху фасады.

В театре Марцелла (Рим, 90 г. до н. э.) было два этажа; в первом размещены колонны дорического ордера, с полным антаблементом и сильно свешивающимся карнизом, завершающим первый этаж. Во втором этаже непосредственно на этот карниз поставлены пьедесталы для ионических колонн, поддерживающих свой антаблемент, карниз которого увенчивает все здание (рис. 55).

В римском Колизее (80 г. н. э.) четыре этажа, но разработка их сходна с предыдущей: в первом этаже, как и в театре Марцелла, помещен неполный ордер (без пьедесталов), во втором и третьем — полные ордера, в четвертом — тоже полный ордер, но состоящий не из колонн, а из пилястров. Таким образом, и здесь этажи разделяются сильно выступающими (с большими относами) карнизами (рис. 56).

Такое решение архитектурной обработки не выдерживает строгой критики, так как противоречит самой идее карниза, форма которого неразрывно связана с функцией крыши. Логика подсказывает, что устройство карниза там, где нет крыши, излишне, или по крайней мере должно отличаться от устройства и формы верхнего карниза. Кроме того, при рассматривании фасада снизу, при незначительном удалении от него, сильно свешивающийся карниз заслоняет нижнюю часть вышележащего этажа, вследствие чего скрывается большая часть пьедестала верхнего ордера.

Архитекторы Ренессанса учли эти обстоятельства и делали сложные, с большими выносами, карнизы только один раз, на самом верху здания. Между этажами они помещали карнизы уменьшенного относа или даже совсем иного устройства, однако часто сбивались на римский лад.

Леон-Баттиста Альберти (1404—1472), работавший в конце раннего периода итальянского Ренессанса, впервые применил в обработке фасада римскую систему поэтажного расположения ордеров. Он построил во Флоренции дворец Ручеллан (1460 г.), поместив во всех трех этажах пилястры. В двух верхних этажах пилястры без пьедесталов поставлены непосредственно на расположенные под ними карнизы (рис. 57), и только в первом, самом высоком этаже пилястры поставлены на пьедесталы. Однако Альберти не нашел нужным давать сильные выносы карнизам двух нижних этажей, подчеркнув таким образом их второстепенное значение, а сосредоточил внимание на главном, самом верхнем карнизе. Введя в карниз ряд кронштейнов, он еще больше оживил его сочными контрастами света и тени, чем особенно убедительно подчеркнул его значение.

Чтобы быть по возможности точнее, обратим внимание на то, что Альберти не стремился провести карнизы непременно против тех мест стены, где внутри здания расположены междуэтажные перекрытия. Его

Рис, 100. Междуэтажные карнизы в массах

карнизы своим верхом равняются с подоконниками расположенных на фасаде окон.

Примеру Альберти последовал и основатель стиля Высокого Ренессанса Браманте (1444—1514).

Отказавшись от применения ордера в обработке первого этажа во дворце Канчеллериа в Риме (1490 г., рис. 58), трактуя нижний этаж здания как подножие для двух верхних этажей, Браманте завершает первый этаж карнизом с незначительным относом и очень простой формы. При этом его карниз расположен как раз против того места стены, где приходится междуэтажное перекрытие.

Таким же способом расположен карниз с уменьшенным выносом между вторым и третьим этажами. Последний же венчающий карниз, как и у Альберти, сложнее и оживленнее других, чем и подчеркнуто его господствующее значение. К фасаду названного дворца (Канчеллериа в Риме) нам придется вернуться еще не раз в связи с другими во просами. Карниз этого дворца был показан на рис. 69.

В тех случаях, когда ордера вовсе не участвуют в обработке фасада, в раннем Ренессансе и во многих зданиях Высокого Ренессанса между этажами часто встречаются карнизы, обладающие достаточной массивностью, но незначительным относом. Удовлетворяя этим двум вполне естественным условиям, карнизы не всегда располагаются против междуэтажных перекрытий, а доходят до подоконника следующего этажа. В оправдание этой кажущейся ненормальности можно заметить, что во многих зданиях той эпохи окна доходили до самого пола, перед окном снаружи устанавливалась металлическая решетка и таким образом каждое окно уподоблялось балкону.

Читать еще:  Ондутис smart rv отзывы

Рассудим чисто теоретически, какая форма междуэтажного карниза оправдывалась бы логикой. По высоте (ширине) карниз должен быть настолько развит, чтобы быть достаточно заметным и, в случае обработки стен рустами, не затеряться в их разнообразной игре света и тени. По относу он должен заметно отличаться от венчающего карниза, так как вовсе не служит началом крыши. Если относ венчающего карниза приблизительно равен его высоте, то относ междуэтажного карниза должен быть меньше высоты по крайней мере вдвое. В самых грубых массах междуэтажный карниз выразится приблизительно формой, указанной на рис. 100, А.

При деталировке придется расчленить эту форму на более мелкие массы. Поступая так, как мы поступали при расчленении карнизов ордеров, разделим наш карниз на три составные части (поддерживающую, свешивающуюся и венчающую), сделаем их одинаковыми, для чего проведем две горизонтальные линии; тогда средняя полоска будет соответствовать свешивающейся части, а для очертания верхнего и нижнего профилей мы, по установившемуся порядку, проведем сплошные наклонные линии немного круче, чем ориентировочная пунктирная линия, определяющая форму в самых грубых массах (рис. 100, Б). Полученное изображение можно продолжать далее, начиная вводить детали со средней части (свешивающейся), помня, что этот камень штучный, а потому имеет сверху какой-то, хотя бы простейший, профилек. Но лучше пока воздержаться от деталировки и подробнее обсудить полученную форму. При разделении карниза на три части мы получим верхнюю часть, по существу представляющую собой желоб (загиб крыши). Однако в междуэтажном карнизе никакой крыши быть не может, следовательно, строго логически, эта часть вовсе не нужна, и междуэтажный карниз должен состоять не из трех, а из двух частей. В таком случае и построение его в массах может быть изменено, как показано на рис. 100, В. Высота карниза разделена здесь на две равные части, и, благодаря большому масштабу рисунка, изображен и тот профилек, который завершает штучный камень свешивающейся части.

Всматриваясь в рис. 100, В, мы замечаем, что полученная форма карниза по характеру своему сохраняет сходство с венчающим карнизом; свес хотя и меньше обычного, но достаточен для отвода дождевой воды; стоит только добавить желоб, и получится венчающий карниз, довольно легкий на вид, но несколько испорченный, вследствие сокращения свеса.

Чтобы порвать всякую связь с венчающим карнизом и придать междуэтажному карнизу большую массивность, обратимся снова к рис. 100, Б, но внесем в него следующие поправки. Оставив без изменения поддерживающую часть, увеличим ширину свешивающейся части за счет верхней, венчающей. Этим мы утяжелим карниз, придав ему необходимую массивность.

Глаз так привык к профилям венчающей части, что совсем отказываться от нее нежелательно, поэтому можно ее оставить, но в уменьшенном виде (рис. 100, Г).

Получившаяся форма может называться карнизом потому, что имеет характерную свешивающуюся часть; она обладает усиленной массивностью, заметна, даже будучи затиснутой между рядами рустов, и в то же время исключает всякое сравнение, всякую конкуренцию с венчающим карнизом; наконец, полученная форма открывает полную возможность для дальнейшего развития ее обычным способом, т. е. «путем усложнения поддерживающей части, введения в нее зубцов и т. п. Для этого поддерживающую часть, в случае надобности, можно и увеличить, как это делалось в ордерах. Надо только стараться не утратить свес средней части, чтобы не нарушить этим выразительности данной формы.

Сравнивая с нашей схемой множество междуэтажных карнизов, мы видим, что во всю длину их получаются горизонтальные полки, которые необходимо предохранить от застоя на них воды и снега; поэтому сверху мы делаем легкий наклон (скат). На наших рисунках эти скаты не показаны, за исключением рис. 100, Г. На рис. 101 изображены междуэтажные карнизы в деталях.

При подробном изучении зданий итальянского Ренессанса можно заметить, что между этажами часто помещались профили, вовсе не имеющие характера карниза; вторая снизу часть этих профилей, довольно грузная по сравнению с нижней, почти не свешивается над ней и поэтому больше напоминает абак капители. Такие формы было бы неправильно называть карнизами (хотя бы и междуэтажными), поэтому им присвоено другое название — гурты.

Междуэтажные карнизы в деталях

Рис. 102 Гургы

Рис. 103. Пояса в массах и деталях

Рис 104. Подоконные тяги

Если бы мы изобразили такую форму в массах, то должны были бы сделать так, как показано на рис. 102, А (вал и абак капители), но для большей массивности надо увеличить высоту гладкого камня за счет криволинейной нижней поддержки его, как показано на рис. 102, Б. Именно такая форма встречается особенно часто на фасадах римских дворцов. Широкое поле гладкой части гурта либо оставлялось без всяких украшений, либо украшалось слегка рельефным геометрическим орнаментом. Деталировка гуртов по данным массам производится по установившимся правилам и может быть бесконечно разнообразна; примеры даны на рис. 102, А и Б. Упоминаемые нами гурты можно было бы называть поясами или поясками, но мы присвоим это название другой форме, часто помещаемой между этажами и более соответствующей этому термину.

Поясом или пояском мы будем называть гладкую полосу, протянутую горизонтально по фасаду, слегка выступающую из поверхности стены, как бы наложенную на нее наподобие ремня. Такое название мы считаем вполне подходящим.

Понятно, что пояс выступает из плоскости стены очень немного; при значительном выступе он утратил бы характер пояса (ремня) и нуждался бы в какой-нибудь поддержке в виде переходного профиля, уподобившись гурту на рис. 102, Б.

На рис. 103 даны образцы различных поясов. При незначительной ширине пояса ему дают уменьшительное название — поясок.

Под окнами в пределах их ширины обычно устраиваются небольшие карнизики, которые так и называются подоконные карнизы. Если же эти горизонтальные части не имеют характерных признаков карниза, то правильнее не давать им такого названия, а назвать общим термином тяги, обозначающим, что какой-то профиль протянут по фасаду, в данном случае—п о д о к о н н ы е тяги. При штукатурной работе подобные профили, действительно, вытягиваются, тянутся при помощи особых шаблонов-лекал.

Часто эти подоконные карнизы, или подоконные тяги, проводятся по всему фасаду, расчленяя его вертикальную плоскость на части, вследствие чего мы причисляем их также к горизонтальным членениям стен (см. рис. 104).

Иногда но фасаду протягиваются, не во всю длину, а лишь на некоторых промежутках, совершенно незначительные профили второстепенного значения, как, например, астрагалы капителей, части баз и т. п.

Мы объединяем их одним термином — второстепенные тяг и.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector