Строительство фундамента на сваях в доколумбовой америки впервые применили

Приложение

Галереи художников в нашей библиотеке:

К тому моменту когда Христофор Колумб открыл Америку (1492 г.), большинство её обитателей-индейцев были кочевниками. Однако некоторые индейские народы уже несколько тысячелетий вели оседлый образ жизни и занимались земледелием. Очагов древней цивилизации было два. Первый находился в Центральной Америке, на территории современных Мексики, Гватемалы и Гондураса. Второй располагался в Южной Америке на плоскогорье Анд — это земли современных Перу, Боливии, Колумбии, Эквадора и Чили.

Здесь существовали могущественные государства с высокоразвитой культурой. Некоторые из них исчезли задолго до Колумба, другие были уничтожены во время конкисты (исп. conquista) — завоеваний испанцев и португальцев в Мексике, Центральной и Южной Америке в конце XV—XVI вв.

Завоеватели-конкистадоры мало интересовались культурой покорённых народов: они жаждали золота. Города и дворцы разрушались, золотые изделия переплавлялись в слитки — так их удобнее было вывозить. Письменностью у индейцев владели в основном жрецы и правители, поэтому с разрушением государств память о прошлом быстро угасла. Джунгли и пески поглотили развалины городов. Великие цивилизации Америки ушли в небытие, казалось навсегда.

Древнейшая из известных сейчас цивилизаций доколумбовой Америки — культура ольмеков. Она существовала на побережье Мексиканского залива приблизительно во II—I тысячелетиях до н. э. и исчезла в начале новой эры. Эта цивилизация названа так по имени народа, жившего здесь значительно позже — в XI—XIV вв. Ольмеки владели письменностью, но язык их неизвестен, и надписи расшифровать пока не удаётся. Они строили города, которые, как и у других народов Центральной Америки, прежде всего были святилищами, а уже потом крепостями и центрами ремёсел и торговли, как было, например, в Западной Европе. Храмы ольмеков стояли на ступенчатых пирамидах, впоследствии этот архитектурный приём у ольмеков переняли и другие центральноамериканские цивилизации. В храмах жрецы приносили богам человеческие жертвы; ритуальные убийства — общая черта древнеиндейских культур. Главным божеством был ягуар (сохранилось множество его изображений); более того, человеческие лица в ольмекском искусстве имели несколько «кошачьи» черты.

Загадочны самые характерные памятники ольмекской культуры — огромные каменные «головы» высотой до трёх метров и весом до сорока тонн. Их лица имеют явно африканские черты. Кого они изображают — неизвестно. Непонятно и предназначение «голов», а ведь их зачем-то доставляли вручную за десятки километров от каменоломен!

Ольмеки были прекрасными мастерами по обработке камня.

О закате ольмекской культуры ничего не известно. В более поздние американские цивилизации перешло многое из искусства этого загадочного народа.

Так называемый классический период центральноамериканских культур изучен лучше. У истоков его находится культура Теотиуакана (II в. до н. э. — VII в. н. э.). Так назывался город, находившийся недалеко от современного Мехико. Два главных храма, посвященных Солнцу и Луне, располагались на огромных пирамидах (храм Солнца стоял на пирамиде высотой почти шестьдесят пять метров). Центр города, названный испанцами Сьюдадела (Цитадель), состоял из возвышающихся одна над другой террас, где размещались пятнадцать малых пирамид и грандиозное святилище Кетцалькоатля (Пернатого Змея), одного из самых чтимых божеств Центральной Америки. Храмы были украшены разноцветными росписями и статуями богов. Глаза изваяний

инкрустировали перламутром и драгоценными камнями, а сами статуи ярко раскрашивали. Печатью высочайшего мастерства отмечены и другие произведения искусства, созданные мастерами Теотиуакана: расписная керамика и ритуальные каменные маски.

Цивилизации «классического» периода были разрушены нашествием народа тольтеков. В VII в. они пришли на плодородные земли из мексиканских пустынь и к X в. создали собственную культуру, исполненную своеобразной мрачной выразительности. Среди развалин их столицы Толлана до сих пор возвышаются четырёхметровые статуи суровых воинов с изображением бабочки на груди. Это не совсем скульптуры, скорее, каменные столбы, которым с помощью резьбы придан человеческий облик. Когда-то они поддерживали алтарь храма Тлауискальпантекутли (Владыка Рассвета), а бабочка символизировала планету Венеру — одно из воплощений божества Кетцалькоатля.

В XI в. с севера пришли новые завоеватели — ацтеки. Усвоив многое из наследия более древних культур, они создали могучую цивилизацию. Как и у других народов Центральной Америки, огромное место в их жизни занимала религия, возможно самая жестокая в Новом Свете. Боги ацтеков требовали человеческих жертвоприношений ежедневно — иначе миру грозила бы гибель, — а богов у них было множество. Чтобы добыть нужное количество жертв, ацтеки совершали набеги на соседние племена; это называлось священной «войной Цветов».

Всё искусство ацтеков было подчинено главной цели — умилостивить богов. Их храмовая скульптура отличалась великолепием. Сохранилось описание огромной статуи, усыпанной драгоценными камнями и жемчугом, украшенной ожерельями из золотых черепов и серебряных сердец, символизировавших сцену из обряда жертвоприношения. Такие статуи, конечно, не сохранились: испанцев интересовали золото и драгоценные камни, а не изделия из них. Однако можно судить о том, как они выглядели, по статуям попроще. Например, сохранилось изваяние высотой два с половиной метра, изображающее богиню земли и смерти Коатликуэ. Его форма лишь отдалённо напоминает человеческую фигуру. Ни лица, ни головы вообще нет: перед зрителем не личность, а сила — рождающая и убивающая. Вся статуя состоит из символов рождения и смерти: початков кукурузы, бобов какао, когтей и клыков ягуара, человеческих ладоней и черепов. Черепа и кости — символы смерти -частые мотивы в этом искусстве.

Ювелирное мастерство ацтеков известно главным образом по рассказам, сохранились лишь немногие его образцы. Вот как описывает изделия индейцев поражённый очевидец: «Они могут отлить птицу с движущимся языком, головою и крыльями или отлить обезьяну или другое животное с подвижным языком, головой, и ногами, и руками, а в руки вложить игрушку, так что кажется, что она танцует с нею. Более того, они берут слиток, половина которого из золота, а половина — из серебра, и отливают рыбу со всеми её чешуйками, причём одна чешуйка золотая, а другая серебряная».

Поражала своим великолепием и столица ацтеков Теночтитлан, основанный в 1325 г. Испанцы назвали его «озёрной Венецией»: центр города стоял на острове посреди озера, и его окружали постройки на сваях и дамбах. Дамбы были перерезаны каналами, через которые перебрасывали подъёмные мосты. Стенки каналов украшались изразцами и мозаикой. В 1521 г. Теночтитлан разрушили испанцы, под предводительством Эрнана Кортеса уничтожившие государство ацтеков.

На юго-востоке Мексики, в Гватемале, Белизе и Гондурасе с IV в. существовала, вероятно, высочайшая цивилизация Нового Света — культура народа майя. Они обладали поразительными математическими и астрономическими познаниями, оставив европейцев того времени далеко позади. У них существовала развитая система письма, но почти все памятники письменности были уничтожены после запрещения её Католической Церковью в XVI в. Города майя — Ушмаль, Паленке, Копан, Чичен-Ица и многие другие — были красивы и величественны. Архитектура их свидетельствует о влиянии традиций ольмеков и Теотиуакана: ступенчатые пирамиды, увенчанные грандиозными храмами, площадки для ритуальной игры в мяч, внешне напоминавшей современный баскетбол, и широкие площади для всенародных обрядов.

Пирамиды у народов Центральной Америки в отличие от египетских служили не гробницами, а своего рода пьедесталами, на которых высились храмы. Только одна из дошедших до наших дней пирамид майя была также гробницей — пирамида «Храма надписей» в Паленке. Своё название это сооружение получило из-за того, что буквально все его стены покрыты рельефными иероглифическими текстами.

Читать еще:  Наращивание арматуры в свае

Расцвет культуры майя пришёлся на конец I тысячелетия. В X в. их прекрасные города опустели. Причины этого до сих пор не выяснены: города не были разорены, жители, видимо, просто оставили их. В начале II тысячелетия центр культуры майя переместился на полуостров Юкатан, где цивилизация после короткого взлёта медленно угасла. Испанцы лишь довершили гибель некогда могущественного народа.

Учёные полагают, что люди заселяли Америку с севера, постепенно продвигаясь на юг. Поэтому Южная Америка была заселена позже Северной, и первые цивилизации появились там тоже позднее. Самая знаменитая из южноамериканских цивилизаций, конечно, империя инков. Этот индейский народ с XI в. жил на территории современного Перу. Империя инков занимала кроме Перу земли современной Боливии, южную часть Эквадора, север Чили и северо-запад Аргентины. Во главе её стоял обожествлённый правитель — Верховный Инка, носивший титул Сын Солнца. Сами инки составляли правящий слой империи и властвовали над покорёнными племенами. Испанцы, которые в 1513— 1535 гг. под предводительством Франсиско Писарро завоевали государство инков, были поражены его богатством и великолепием. Из их рассказов известно, например, о «Золотом саде», который некогда украшал столицу инков — город Куско. Сад этот находился во дворе храма Солнца. Его размеры были приблизительно двести на сто метров. И сам сад, и все его «обитатели» — люди, птицы, ящерицы, насекомые — изготовлены из золота и серебра в натуральную величину.

Архитектура и керамика инков менее совершенны, чем у народов Центральной Америки; их мастера работали с более податливым материалом — золотом. А испанцы предпочитали золото в слитках. Поэтому о мастерстве инкских художников можно судить главным образом по рассказам очевидцев. Жители Центральной и Южной Америки и сегодня делают ткани и сосуды, продолжающие традиции тысячелетней давности. Мотивы индейского искусства использовали такие крупные мастера, как мексиканские живописцы Диего Ривера (1886 — 1957) и Давид Альфаро Сикейрос (1896—1974). Изучение древних культур продолжается, принося всё новые и новые открытия.

История свайного фундаментостроения

Простейшие опоры из деревянных свай применяли в древности для постройки примитивных жилищ и мостиков, которые были расположены на постоянно подтапливаемых территориях. Сваи применяли более двух тысяч лет назад для деревянных балочных мостов через реки Тибр и Рейн. В последующие исторические периоды деревянные сваи применяли для устройства фундаментов деревянных и каменных арочных мостов.

В фундаментах каменных мостов первоначально сваи использовали для уплотнения грунтов с целью подготовки основания и увеличения его несущей способности, затем — в качестве несущих элементов, передающих нагрузку от плиты фундамента на грунт. Плиту фундаментов, которя погружалась под воду, сооружали под защитой деревянных водонепроницаемых ящиков или деревянного шпунта.

Деревянные сваи для уплотнения основания были применены при строительстве фундаментов моста через р. Луару во Франции в 1753-1764 гг. Забитые сваи срезали ниже уровня воды. На верх­нюю часть (голову) свай каждого фундамента опускали водоне­проницаемый ящик с брусчатым дном, под защитой которого насухо возводили каменную кладку опор. Аналогичным способом построены в 1842-1850 гг. свайные фундаменты (рис. 1,а) бывшего Николаевского моста через р. Неву. Сваи забили на глубину 7,5 м и срезали на 4,3 м выше дна реки.

Свайные фундаменты построенного в 1822-1829 гг. моста че­рез р. Нарву возводили в котлованах, огражденных деревянным шпунтом.

До середины прошлого столетия сваи забивали ручными и подвесными молотами простейших конструкций. Первый паровой молот изобрел Д. Несмит (Англия) в 1845 г. Этот молот одиночного действия имел ударную часть весом 2 тс, ход поршня 0,41 м, частоту ударов 70-80 в мин. В 1889 г. конструкцию его усовершенствовал русский инженер С. Арциш. В конце XIX в. в США появились паровые молоты двойного действия. Одновременно улучшались и конструкции копров. Появление паровых молотов, копров и применение с 1852г. подмыва для облегчения погружения свай способствовали резкому повышению эффективности сваебойных работ.

По мере совершенствования технологии работ увеличивали размеры свай. Если до середины XIX в. длина деревянных свай редко превышала 20 м, то для фундаментов моста через р. Луару в Нанте, построенного в 1856 г., использовали сваи длиной 30 м, а для построенного в 1907 г. моста через залив в Сан-Франциско применили сваи диаметром 40 см и длиной до 36 м. В отечественном мостостроении применяли составные деревянные сваи длиной до 36 м.

Развитию свайного фундаментостроения способствовало применение с 1897г. железобетонных, а с начала XX в. стальных свай.


Железобетонные сваи сплошного сечения начали вытеснять деревянные. Так, для опор построенного в 1927-1929 гг. моста длиной 13,2 км через бухту в Сан-Франциско применили железобетонные сваи сечением от 38х38 до 48х62,4 см при длине от 13,5 до 31,5 м.
В дальнейшем сваи сплошного сечения, имеющие большую массу, заменяли более легкими (полыми) квадратного, а позднее трубчатого сечения. Наряду с железобетонными начали широко применять стальные сваи с поперечным сечением разной формы.
Увеличение поперечного сечения и длины свай способствовало изменению конструкций фундаментов. Взамен фундаментов из вертикальных свай с плитой, расположенной в грунте, начали применять фундаменты из наклонных свай с плитой над грунтом, Опоры с такими сваями впервые построили в России в 1913г. по проекту Н. М. Герсеванова для углеперегружателя в Петербурге. Опоры нормально эксплуатировались более 40 лет и только в 1955 г. их реконструировали.

В 1920 г. немецкая фирма предложила аналогичные опоры для моста длиной 655 м (соединяющего Стокгольм с Лидинго) через пролив глубиной 20 м. В месте сооружения опор на глубине до 40 м залегает галечник, прикрытый слоем пластичных глин. Каждая из опор под пролетные строения длиной 49,5 м состоит из двух вертикальных и восьми наклонных свай-оболочек диаметром 93 см со стенкой толщиной 8,5 см и длиной до 45 м (рис. 3). Мост построен в 1922-1923 гг.

С первой половины XIX в. наряду с деревянными забивными начали применять винтовые сваи. Винтовые сваи фундамента маяка, построенного в 1838 г. в Англии, имели деревянный ствол с чугунным наконечником. В дальнейшем деревянный ствол свай стали заменять стальным. В середине прошлого столетия применяли сваи со стволом диаметром от 12,5 до 21 см и винтовой ло­пастью диаметром 30-70 см.

В России винтовые сваи впервые применили в конце прошлого столетия для фундаментов мостов на дороге Самтредиа — Поти. Сваи состоят из стальной трубы диаметром 20 см с лопастью диа­метром 100 см.

В Китае с применением винтовых свай диаметром 35 см и чугунной лопастью диаметром 120 см иностранными фирмами в начале XX в. построены опоры моста длиной 3 км через р. Хуанхе и других мостов.

С началом внедрения бетона в строительство русский инженер Страус в 1899г. предложил принципиально новый тип свай, бетонируемых в предварительно устраиваемых в грунте скважинах. С течением времени сваи этого типа улучшали и к настоящему времени известно много конструкций и методов устройства свай в грунте. Коренным усовершенствованием явились буровые сваи с уширенным основанием, сооружаемые оборудованием вращательного действия, предложенным в 1950 г. проф. Е. Л. Хлебниковым.

С 1956 г. в отечественном и зарубежном мостостроении начали широко применять фундаменты из сборных железобетонных свай-оболочек.
Анализируя развитие отечественной и зарубежной техники фундаментостроения, можно видеть, что успех в отработке и внедрении более совершенных и экономичных конструкций во многом зависит от эффективности применяемого технологического оборудования по изготовлению и заглублению несущих элементов в грунт. Применение паровоздушных молотов взамен ручных и подвесных значительно повысило производительность труда и обеспечило возможность применения тяжелых свай большой длины и сечения, в том числе железобетонных и стальных. Создание грунторазрабатывающего и, в первую очередь, бурового оборудования способствовало внедрению буровых свай. За разработкой в СССР (впервые в мире) мощных вибропогружателей последо­вало широкое внедрение сборных железобетонных оболочек большого диаметра.

Читать еще:  Как вывести трубу через крышу из профнастила

Известно, что в общем комплексе работ по сооружению мостов возведение фундаментов до сих пор остается трудоемким, длительным и дорогостоящим процессом, на который приходится 30-60% затрат труда и стоимости мостов. Сложность строительства фундаментов мостов оценивается не только экономическими показателями. Есть целый перечень специфических трудностей, свойственных фундаментостроению:

  • большая разница в прочностных свойствах материалов фундаментов и грунтов основания (за исключением скальных) осложняет выбор оптимальной конструкции в каждом конкретном случае проектирования фундаментов;
  • из-за сложностей и связанных с этим погрешностей в проведении инженерно-геологических исследований и в оценке полученных результатов в ряде случаев приходится вносить коррективы в проекты фундаментов в процессе их возведения;
  • необходимость прекращения работ по сооружению фундаментов русловых опор мостов на период ледохода, а также необходимость осуществления мер по защите возводимых фундаментов и вспомогательных временных сооружений от воздействия ледохода и паводка;
  • опасные и вредные для здоровья условия работы в кессонах;
  • вследствие многообразия геологических условий затрудняется внедрение типовых конструкций для больших и внеклассных мостов.

ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

© 2019, ГеоТехРешения,
Ростов-на-Дону

История применения фундамента на винтовых сваях

Фундамент на винтовых сваях – относительно новый вид возведения основания под строящиеся здания. Только в последние десятилетия началось активное использование его в индивидуальном строительстве. Однако сама идея установки винтовых свай в качестве опор возникла достаточно давно – еще в начале 19-го века.

1. Разработки Митчелла

Идея использовать винтовые сваи возникла у английского инженера Александра Митчелла, а первые винтовые конструкции были установлены им в 1833 году. Идея Митчелла состояла в монтаже лопасти на конце обычных деревянных свай. Впоследствии в качестве тела свай начали применять и трубы. Данная лопасть позволяла не забивать сваю в грунт, как делалось раньше, а ввинчивать. В результате само внедрение опоры в землю значительно облегчалось, кроме того, лопасть, установленная на свае:

  • Достигала устойчивых слоев грунта
  • Давала дополнительную опору, увеличивая площадь соприкосновения с толщами грунта
  • Для выдергивания сваи требовались очень большие нагрузки

Монтаж свай был достаточно трудоемким – обычно свая устанавливалась на плотах и вкручивалась усилиями лошадей с использованием длинных рычагов.

Идея монтировать лопасть на конце сваи возникла из разработки якорей, которые внедрялись с помощью завинчивания. Такой якорь было очень трудно выдернуть из грунта.

Конструкция первых винтовых свай

За свои изыскания Александр Митчелл был включен в Учреждение Инженеров-строителей и награжден медалью Телфорда. Первыми сооружениями, установленными Митчеллом, были осветительные конструкции в Лондоне, расположенные в зоне прилива-отлива.

Родоначальник винтовых свай А.Митчелл

Именно особенности британских земель, расположенных на островах, сыграли существенную роль в применении винтовых свай в дальнейшем – ведь такие грунты являются самыми проблемными для строителей. Не удивительно, что первыми областями применения винтовых свай стали конструкции фундамента под конструкции, построенные на заболоченных грунтах и зыбучих песках.

Особенно интересным оказалась установка маяков на винтовых сваях. В 1938 году под руководством Митчелла был заложен маяк на Темзе. В качестве фундамента под него использовались тяжелые свинцовые опоры с лопастями.

Так заворачивали первые винтовые сваи

Подобный маяк был установлен в сходных условиях заливе Делавер Соединенных Штатов в 1850-х годах. Здесь впервые в качестве тела сваи были использованы не толстые бревна, а металлические трубы. Лопасти были приварены к трубам, что сообщало конструкциям дополнительную жесткость по сравнению с деревянными. В последующие десятилетия этот революционный метод установки маяков был широко применен по всей Америке. В период с 1860 по 1872 год данным способом было установлено 18 морских пирсов. Число маяков в Америке, построенных с помощью винтовых свай перевалило 100 до конца века.

Старинный маяк на винтовых сваях

2. Использование винтовых свай в военной области

Идея винтовых свай оказалась очень востребованной в оборонных разработках. Этому способствовало, помимо всего прочего:

  1. Быстрота возведения фундаментов. Монтаж свай проводился в очень сжатые сроки по сравнению с использованными до той поры традиционными фундаментами.
  2. Возможность многократного использования свай. Сваи было легко монтировать и демонтировать, что особенно важно для быстрого развертывания и сворачивания стратегических объектов.
  3. Значительное удешевление свайных фундаментов по сравнению с традиционными.
  4. Возможность использования винтовых свай на любых почвах.

Военные инженеры высоко оценили возможности винтовых свай под оборонные сооружения, которые могли быстро возводиться в сложных условиях, особенно при возведении понтонов, легких мостов и тому подобных конструкций.

Надводное сооружение на винтовых сваях

3. Винтовые сваи в отечественных разработках

Российские ученые достаточно быстро начали усовершенствования разработок западных инженеров. Идея использовать свайно-винтовых фундамент была особенно актуальна для России с ее обширными территориями, с многочисленными реками, пучинистыми заболоченными или, наоборот, обводненными грунтами.

Большой вклад в теорию винтовых свай внес российский ученый, занимавшийся прочностью гидротехнических построек, Владислав Дмыховский. Он научно обосновал преимущество свай с лопастями перед обычными забивными сваями на проблемных грунтах.

Другим исследователем, существенно продвинувшим теорию и технология использования винтовых свай, был советский ученый Виктор Железков. Ими были написаны более сотни статей, посвященных исследованию технологии свайных опор.

Именно российские ученые начали применять в изготовлении лопастей высокопрочные спецстали, что революционно сказалось на свойствах винтовых свай.

Особенное внимание российские ученые уделяли теории постройки мостовых сооружений с помощью свайно-винтовой технологии. Это было применено при монтаже рамно-винтовых опор мостов, ЛЭП и т.д.

Не удивительно, что разработки советских ученых были в первую очередь приняты на вооружение Красной Армией. Можно даже сказать, что большинство исследований в этой области были засекречены, и именно поэтому свайно-винтовая технология не скоро появилась в гражданском строительстве.

Но в результате строители получили в свои руки уже отработанные технологии, где были заложены все необходимые расчеты.

В 50-60-х годах прошлого века в нашей стране были проделаны большинство работ по усовершенствованию теории и практики винтовых свай. Огромный вклад в это внес ряд советских ученых, среди которых Г.С.Шапиро, Н.М.Бибина, Е.П.Крюков, И.И. Цурюпа и др. Был определены технические параметры и геометрические формы винтовых свай, а также разработаны технологические основы их вкручивания в грунт, размеры и материал лопастей и т.д.

Маяк на винтовых сваях

4. Использование винтовых свай в строительстве

Инициатором использования винтовых свай в строительстве называют известного советского ученого Сергея Петухова. Он не только трудился над теорией использования винтовых свай в качестве фундаментов, но и лично инициировал и популяризировал эти идеи. Именно его усилиями были сделаны все необходимые расчеты свай для малоэтажного строительства, особенно с учетом дачных застроек, весьма популярных в нашей стране.

Замена традиционных ленточных фундаментов на свайно-винтовые значительно расширяла горизонты их применения – в первую очередь из-за существенного удешевления возведения фундаментов.

Технология винтовых свай развивается и в наши дни. Оно идет по нескольким направлениям – применения лопастей из новых материалов, усовершенствование конструкции лопастей, применение разных трипов трубы и т.д.

Читать еще:  Как сделать опалубку для висячего ростверка?

Так, советские ученые первыми предложили вариант лопасти, используемой теперь повсеместно.

Особенно большой толчок развитию теории и практики свайно-винтовых фундаментов дало их использование в местах добычи полезных ископаемых, где преобладают сложные грунты. Все эти разработки впоследствии стали широко применяться и в строительстве.

5. Заключение

История винтовых свай, таким образом, насчитывает более 200 лет. Однако принципы, заложенные в процессе монтажа и строении винтовых свай остаются неизменными на протяжении всех этих лет. Простая конструкция и высокие возможности расширяют зоны применения винтовых свай в качестве фундаментов. Нет никакого сомнения, что перспективная технология будет развиваться и дальше.

Строительство фундамента на сваях в доколумбовой америки впервые применили

Древняя Америка

Своеобразная архитектура существовала у народов Американского кон­тинента до его открытия Колумбом и колонизации европейцами.

На юго-западе нынешних Соединенных Штатов в гористой местности с сухим, жарким климатом обитали оседлые индейские племена, которых ис­панские завоеватели назвали «пуэбло».

Поселение пуэбло представляло собой компактное сооружение в виде примыкающих друг к другу жилищ — как бы единый многокомнатный жилой дом. Помещения располагались ступенчатыми ярусами вокруг внутреннего двора, причем задние стены образовывали глухую оборонительную линию этого поселения-дома. В других местах постройки теснились на труднодоступ­ных горных участках среди скал. Жилые помещения были четырехугольными в плане, но святилища — круглыми; по-видимому, древние жилища бы­ли круглыми, и эта форма осталась запечатленной в культовых сооруже­ниях.

Далее к югу, в Центральной Америке, на территории главным образом южной части нынешней Мексики, были цивилизации более высокой культуры и с развитой архитектурой монументальных сооружений. Культура тольтеков существовала с первых веков нашей эры до XII в., культура майя делится на два периода: древний (с последних веков до нашей эры по X в. нашей эры) и новый (X-XVI вв.). Государство ацтеков образовалось в XV в. и было уничтожено испанцами в XVI в.

Для индейских цивилизаций Центральной Америки характерно общест­венное устройство, представлявшее собой деспотию безраздельной власти ца­рей и жрецов. Систематически устраивались публичные человеческие жертво­приношения богам. Целям религиозного культа служили грандиозные по­стройки.

Архитектура разных культур Центральной Америки в общем сходна по стилю и по типам сооружений. Она представлена монументальными камен­ными постройками религиозно-общественного характера. Хижины были с плет­невыми, обмазанными глиной стенами, с высокими крутыми крышами; в таких домах живут индейцы этих мест и теперь.

Храмом служила каменная постройка, по форме подобная жилому дому. Храмы раннего периода имели островерхое венчание, напоминающее соломен­ную крышу жилища; позднее в монументальных зданиях, возводившихся из камня, крыши делали плоскими. Само святилище сравнительно невелико по размерам, но оно стоит на высоком основании, так что все сооружение грандиозно; некоторые из таких монументов достигают высоты 60-70 м. Основанием храма служит ступенчатая пирамида, на верх которой ведут пря­мые широкие лестницы (рис. 60); она сооружена из земли и щебня и обли­цована камнем.

Ступенчатые пирамиды с храмом наверху в доколумбовой Америке на­поминают зиккураты Месопотамии. А орнамент в ряде случаев удивительно похож на китайский (рис. 61).

Трудно сказать, является ли сходство в данном случае результатом ка­ких-то связей в древности или совпадением форм, возникших независимо друг от друга. Ныне существующие пирамиды Центральной Америки датируются периодом IV-XIV вв., а в Месопотамии зиккураты перестали строить в VI в. до н. э.; таким образом, хронологический разрыв составляет тысячу лет. Кроме того, эти районы находятся на противоположных строках зем­ного шара; между Америкой и Китаем — бескрайняя водная пустыня Тихого океана.

Поэтому естественно считать, что это сходство форм случайно. Но надо сказать, что в материальной культуре, в архитектуре и искусстве древних цивилизаций Старого и Нового Света встречаются и другие примеры поразительного сходства. Неко­торые ученые полагают, что между этими континен­тами были культурные связи. Но какие и когда, а главное — каким образом они осуществлялись в древние времена через огромные пространства океа­нов, на эти вопросы наука пока не может дать ответа.

Жилища тольтеков, ацтеков и майя (в том числе, вероятно, и дворцы) возводились из недолговечных материалов, поэто­му они не дошли до нашего времени. Сохранились лишь возведенные из тесаного камня монументальные сооружения общественно-религиозных цент­ров. Большинство этих зданий были культовыми; назначение других не вполне ясно. Храмы установлены на подножии в виде ступенчатой пирамиды, а другие постройки — на массивных платформах, мощные горизонтали которых способствуют архитектурной выразительности стоящих на них зданий. Эти сооружения окружают площадь, посреди которой высится пирамида главного храма, либо они расположены по обе стороны прямой улицы — вероятно, доро­ги процессий.

Большое значение в монументальной архитек­туре древних цивилизаций Центральной Америки имел декор — высеченные из камня орнаменты, ба­рельефы и скульптуры, украшающие стены построек. Трудно, однако, применить слово «украшение» к этой пластике, имеющей отнюдь не жизнерадостный облик. Тяжеловесный орнамент, состоящий из слож­ных переплетений, изображения богов с неизменно жестоким выражением лиц, змей и фантастических чудовищ с клыкастой пастью (рис. Ь2) — все это вряд ли может вызвать то душевное состояние, которое мы называем чувством эстетического удовлет­ворения, восхищением красотой. Да и не эта цель преследовалась. Как сама архитектура, так и ее скульптурные образы предназначались для устрашения. Даже орнамент имеет какой-то зловещий вид.

Зодчество государства инков — Древнего Перу — отличается от архи­тектуры цивилизаций Центральной Америки, но имеет с ней ряд общих черт в формах культовых сооружений и в общем характере стиля. Здесь тоже строили храмовые пирамиды, хотя менее грандиозные, не облицованные кам­нем и не оснащенные обильным скульптурным декором. Орнаментация сходна по характеру (рис. 63), но она выполнялась не в камне, а в глине, поэтому сохранилось мало ее образцов.

Географические условия западного побережья Южной Америки, где находилось государство инков, отличаются от центрально-американских. Там, в Центральной Америке, — влажный, жаркий климат, буйная растительность, джунгли; здесь — сухие, ка­менистые плоскогорья. Жилища возводили глинобитные или из камня. Вследствие недостатка в лесоматериалах нередко и крыши домов сооружали из камня, сближая кверху стены посредством посте­пенного напуска кладки, а затем перекрывая промежуток плитами (сводов в доколумбовой Америке не знали). Планировка жилищ имела сходство с распространенной в Азии: помещения группировались вокруг внутреннего дворика, и дома были обращены к улице глухими стенами.

В Древнем Перу велось обширное крепостное строительство. Крепости сооружались из крупных блоков тщательно отесанного камня (рис. 64).

Древний период культуры западного побережья Южной Америки охва­тывает время с первых веков нашей эры до XII в. В XII в. племя инков покорило все местные племена, образовав обширное государство Таватинсуйу, которое занимало территорию нынешних Перу, Эквадора и северной части Чили. Привилегированной была каста инков во главе с царем. Так же как и в Египте, вся земля считалась собственностью царя; как и в Ассирии, все подданные, включая представителей высшей знати, считались его рабами. В XVI в. государство инков было завоевано небольшим отрядом испанских конкистадоров точно таким способом, как была покорена Мексика: достаточно было, применив хитрость, обман и коварство, захватить в плен царя, как стра­на, в которой народ был приучен к безвольному повиновению, оказалась пара­лизованной.

Архитектура индейских цивилизаций доколумбовой Америки соответство­вала их общественному устройству, которое основывалось на неограниченном господстве одних людей над другими, господстве, поддерживаемом мрачным и жестоким религиозным культом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector