Работы к линнея послужившие фундаментом для новых исследований живой природы

1. Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея

1. Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея

Какие взгляды на происхождение жизни существовали в античный и средневековый периоды?

Мир живых организмов обладает рядом общих черт, которые всегда вызывали у человека чувство удивления и порождали много вопросов. Первая из таких общих черт – необыкновенная сложность строения организмов. Вторая – явная целесообразность строения, каждый вид в природе приспособлен к условиям своего существования. И наконец, третья ярко выраженная черта – огромное разнообразие существующих видов.

Каким образом возникли сложные организмы? Под влиянием каких сил сформировались особенности их строения? Каково происхождение разнообразия органического мира и как оно поддерживается? Какое место в этом мире занимает человек и кто его предки? На эти и многие другие вопросы отвечает эволюционное учение, которое является теоретической основой биологии.

Термин «эволюция» (от лат. evolutio – развёртывание) был введён в науку в XVIII в. швейцарским зоологом Шарлем Бонне. Под эволюцией в биологии понимают необратимый процесс исторического изменения живых существ и их сообществ. Эволюционное учение – это наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях преобразования живых существ во времени. Теория эволюции занимает особое место в изучении жизни. Ей принадлежит роль объединяющей теории, которая образует фундамент для всей биологической науки.

Античные и средневековые представления о сущности и развитии жизни. Объяснить происхождение жизни и человека люди пытались с глубокой древности. Многие религии и философские теории возникли как попытки решения этих глобальных вопросов.

Представления об изменяемости окружающего мира появились многие тысячи лет назад. В Древнем Китае философ Конфуций[1] считал, что жизнь возникла из одного источника путём расхождения и ветвления. В эпоху Античности древнегреческие философы искали то материальное начало, которое было источником и первоосновой жизни. Диоген считал, что все существа подобны одному исходному существу и произошли от него в результате дифференциации. Фалес предполагал, что все живые организмы произошли из воды, Анаксагор утверждал, что из воздуха, а Демокрит объяснял происхождение жизни процессом самозарождения её из ила.

Рис. 1. Система животного мира по Аристотелю. В скобках приведены соответствующие современные систематические названия

Большое влияние на развитие и формирование представлений о живой природе оказали исследования и философские теории таких выдающихся учёных Античности, как Пифагор, Анаксимандр, Гиппократ.

Величайший из древнегреческих учёных Аристотель, обладая энциклопедическими знаниями, заложил основы развития биологии и сформулировал теорию непрерывного и постепенного развития живого из неживой материи. В своей работе «История животных» Аристотель впервые разработал систематику животных (рис. 1). Всех животных он разделил на две большие группы: животные с кровью и бескровные. Животных с кровью он, в свою очередь, разделил на яйцекладущих (яйцеродных) и живородящих. В другой своей работе Аристотель впервые высказал мысль о том, что природа – это непрерывный ряд усложняющихся форм: от неживых тел к растениям, от растений к животным и далее до человека (рис. 2).

В работе «Возникновение животных» Аристотель описал развитие куриного эмбриона и высказал предположение, что зародыши живородящих животных тоже происходят из яйца, но только лишённого твёрдой оболочки. Таким образом, Аристотеля в какой-то степени можно считать основателем эмбриологии, науки о зародышевом развитии.

Рис. 2. «Лестница существ» Аристотеля

С наступлением Средневековья в Европе распространяется идеалистическое мировоззрение, основанное на церковных догматах. Творцом всего живого провозглашается Высший разум, или Бог. Рассматривая природу с таких позиций, учёные считали, что все живые существа являются материальным воплощением идей Творца, они совершенны, отвечают цели своего существования и неизменны во времени. Такое метафизическое направление в развитии биологии называют креационизмом (от лат. creatio – создание, творение).

В этот период было создано множество классификаций растений и животных, но в основном они имели формальный характер и не отражали степень родства между организмами.

Интерес к биологии возрос в эпоху Великих географических открытий. В 1492 г. была открыта Америка. Интенсивная торговля и путешествия расширяли сведения о растениях и животных. В Европу завозили новые растения – картофель, томаты, подсолнечник, кукурузу, корицу, табак и многие другие. Учёные описывали множество невиданных ранее животных и растений. Возникла насущная необходимость создать единую научную классификацию живых организмов.

Система органической природы К. Линнея. Большой вклад в создание системы природы внёс выдающийся шведский естествоиспытатель Карл Линней. Учёный считал вид реальной и элементарной единицей живой природы, имеющей не только морфологические, но и физиологические критерии (например, нескрещиваемость разных видов). В начале своей научной деятельности К. Линней придерживался метафизических взглядов, поэтому он считал, что виды и их количество неизменны. Разработав короткие и чёткие определения признаков, учёный описал около 10 тыс. видов растений и более 4 тыс. видов животных. В возрасте 28 лет К. Линней опубликовал свою самую известную работу «Система природы», в которой описал основные принципы систематики – науки о классификации живых организмов. В основу своей классификации он положил принцип иерархичности (соподчинённости) таксонов (от греч. taxis – расположение в порядке), когда несколько мелких таксонов (видов) объединяются в более крупный род, роды объединяются в отряды и т. д. Самой крупной единицей в системе Линнея был класс. С развитием биологии в систему таксонов были добавлены дополнительные категории (семейство, подкласс и др.), но принципы систематики, заложенные Линнеем, остались неизменными до нашего времени. Для обозначения видов учёный ввёл бинарную (двойную) номенклатуру, первое слово названия обозначало род, второе – вид. В XVIII в. международным научным языком была латынь, поэтому Линней давал видам названия на латинском языке, что делало его систему универсальной и понятной во всем мире.

Карл Линней построил первую научную систему живой природы, которая включала всех известных в то время животных и все растения и была самой совершенной для своего времени. Впервые человек был помещён в один отряд с обезьянами. Однако, распределяя организмы по таксономическим группам, Линней учитывал ограниченное число признаков. Например, все животные были разделены на 6 классов по строению дыхательной и кровеносной систем: черви, насекомые, рыбы, гады, птицы и звери. Внутри классов Линней основывался на более мелких признаках, например птиц он объединял по клюву, а зверей – по строению зубов.

Рис. 3. Система цветковых растений К. Линнея

Основным признаком у цветковых растений Линней выбрал количество тычинок. Это привело к тому, что в одну группу попадали организмы, далеко отстоящие друг от друга по степени родства (рис. 3). Например, в один из 24 классов растений попали вместе сирень и ива, в другой – барбарис и тюльпан. Все растения, не имеющие цветков, Линней определил в отдельный класс – тайнобрачные. Однако, наряду с водорослями, споровыми и голосеменными растениями, он отнёс туда также грибы и лишайники. Осознавая искусственность своей системы природы, Линней писал: «Искусственная система служит только до тех пор, пока не создана естественная».

Читать еще:  Как штукатурить короедом фасад по пеноплексу?

Линней так выразил своё кредо учёного: «Когда я впервые стал изучать природу, я увидел её противоречие с тем, что можно было бы считать замыслом Творца. Я отбросил прочь предубеждения, стал во всём сомневаться, и тогда мои глаза впервые открылись, и я увидел истину».

Наряду с этим в XVII–XIX вв. в Европе существовала и иная система взглядов на изменяемость организмов, которая сложилась ещё на основе мировоззрений античных философов. Многие выдающиеся учёные того времени считали, что организмы способны изменяться под воздействием среды. Однако при этом учёные не стремились, да и не имели возможности доказывать эволюционные преобразования организмов. Такое направление в развитии биологии называют трансформизмом (от лат. transformo – превращаю). Среди представителей этого направления были Эразм Дарвин (дед Чарлза Дарвина), Роберт Гук, Иоганн Вольфганг Гёте, Дени Дидро, в России – Афанасий Каверзнев и Карл Рулье.

Вопросы для повторения и задания

1. Что было известно о живой природе в Древнем мире?

2. Чем можно объяснить господство представлений о неизменности видов в XVIII в.?

3. Что такое систематика?

4. По какому принципу построена классификация организмов К. Линнея?

5. Поясните мысль, высказанную К. Линнеем: «Система – это ариаднина нить ботаники, без неё гербарное дело превращается в хаос». Согласны ли вы с этим утверждением?

Подумайте! Выполните!

1. Охарактеризуйте и сравните трансформизм и креационизм.

2. Оцените роль латинского языка в развитии и становлении наук о живой природе.

3. Рассмотрите систему животного мира по Аристотелю (см. рис. 1). Каким группам (типам) организмов не нашлось в ней места?

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните задания.

Повторите и вспомните!

Растения

Принципы ботанической классификации. Богатство растительного мира требует строгой классификации, которая должна помочь разобраться в существующем многообразии растений. Система соподчинённых таксонов отражает эволюционные взаимоотношения между организмами. Основная систематическая категория, используемая в биологической систематике, – вид. Объединение близких видов составляет род, близких родов – семейство, семейства составляют порядок, порядки – класс, классы – отдел, которые объединяются в царство. В соответствии с бинарной номенклатурой, предложенной К. Линнеем, название растения состоит из двух латинских слов, первое из которых является названием рода, а второе – видовым эпитетом, например: одуванчик лекарственный (Taraxacum officinale). Определим положение одуванчика в системе растительного мира:

• Царство Растения (Plantae)

• Отдел Цветковые, или Покрытосеменные (Magnoliophyta, или Angiospermae)

• Класс Двудольные (Dicotyledones)

• Порядок Астроцветные (Asterales)

• Семейство Сложноцветные, или Астровые (Compositae, или Asteraceae)

• Род Одуванчик (Taraxacum)

• Вид Одуванчик лекарственный (Taraxacum officinale)

Современные учёные среди растений выделяют группу высших растений. Это растения, тело которых расчленено на отдельные органы, они имеют специализированные многоклеточные органы размножения, в их жизненном цикле происходит чередование полового и бесполого поколений. К высшим растениям относят отделы Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, Голосеменные и Покрытосеменные (Цветковые).

Животные

Принципы зоологической классификации. Животные – самая многообразная группа организмов на Земле. В настоящее время их известно около 2 млн видов.

Современная система животных построена на основе выявления родства и общности происхождения отдельных форм. В зависимости от степени сходства и различия животных распределяют по группам. Самая высокая систематическая единица – царство, царство животных делят на типы (царство растений – на отделы). В современной систематике животных выделяют более 20 типов. Типы делят на классы, классы – на отряды (в ботанике – порядки), отряды – на семейства. Семейства состоят из родов, роды – из отдельных видов. Критериями видов являются не только особенности внешнего и внутреннего строения взрослых особей, но и характеристики эмбрионального развития, физиологии, распространения и многие другие признаки. В соответствии с бинарной номенклатурой, предложенной К. Линнеем, название животного, как и название растения, состоит из двух латинских слов, первое из которых является названием рода, а второе – видовым эпитетом, например: лисица обыкновенная (Vulpes vulgaris). Иногда требуется более дробное деление, в этих случаях к названиям таксономических категорий добавляют приставки над-, под-, инфра-. Определим положение лисицы в системе животного мира:

• Царство Животные (Animalia)

• Тип Хордовые (Chordata)

• Подтип Позвоночные (Vertebrata), или Черепные (Craniata)

• Класс Млекопитающие (Mammalia)

• Подкласс Настоящие звери (Theria)

• Инфрокласс Высшие звери, или Плацентарные (Eutheria, sem. Placentalia)

• Отряд Хищные (Carnivora)

• Семейство Псовые (Canidae)

• Род Лисицы (Vulpes)

• Вид Лисица обыкновенная (Vulpes vulgaris)

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Додарвиновские взгляды на живую природу. Значение работ К. Линнея для подготовки эволюционной теории

Античные взгляды на живую природу. Первые, часто наивные и экспериментально неподтвержденные эволюционные теории существовали еще в античном мире. Догадки о естественном развитии органического мира можно обнаружить в трудах древнегреческих философов. В античном мире возникли следующие эволюционные идеи: идея естественного возникновения живых организмов (Гераклит), идея ступенчатого усложнения живой природы (Аристотель), идея взаимосвязи (корреляции) между признаками организмов.

Особенности средневековых воззрений на природу. Господствовало натуральное хозяйство, хозяйственные и культурные связи между отдельными регионами были сведены к минимуму. Для повседневных нужд было достаточно знание нескольких десятков видов растений и животных. Для обозначения каждого вида было достаточно одного слова в национальном языке (кошка, собака, коза); а в некоторых случаях даже разные половозрастные группы одного вида назывались разными словами (свинья, кабан и поросенок; овца, баран и ягненок; корова, бык и теленок). Примером образного мышления служит объединение в одну группу птиц, летучих мышей и насекомых, поскольку все эти существа способны к полету. Символическое видение мира выражалось в приписывании отдельным видам мистических атрибутов. На взгляды средневековых европейских натурфилософов большое влияние оказывали работы античных авторов: Платона и Аристотеля. В подобных условиях живая природа изучалась лишь с прагматической точки зрения. Например, дикорастущие растения часто изучались как источники ядов и лекарственных препаратов. При описании растений большое внимание уделялось сигнатурам – сигналам, указывающим на те, или иные свойства; например, считалось, что растения с желтыми цветками помогают при болезнях печени, а растения с красными цветками – при заболеваниях крови.

Работы К. Линнея. Их значение для создания эволюционной теории

Карл Линней (1707–1778) – выдающийся шведский естествоиспытатель, основоположник современной систематики. Перечислим лишь некоторые заслуги К. Линнея перед наукой:

1) Линней описал около 4000 видов животных и 7540 видов растений. Он дал каждому описанному виду название в строгом соответствии с бинарной номенклатурой. Многие из этих названий сохранились и поныне. Линней впервые описал человека как биологический вид и дал ему название – Человек разумный (Homo sapiens).

2) Линней доказал объективность существования видов. Однако по своим взглядам К. Линней был убежденным креационистом (от лат. creatio – создание, творение). «Виды являются совершенно постоянными. Не возникает новых видов. Видов столько, сколько разных форм вначале произвело Бесконечное Существо». В то же время К. Линей допускал некоторое изменение видов под влиянием среды (почвы и климата), а также в результате гибридизации.

Читать еще:  Далматов основания и фундаменты ч 1 основы геотехники 2002

3) Линней окончательно ввел в науку бинарную номенклатуру и создал иерархическую искусственную систему органического мира, которая в своей основе используется до сих пор. Основными таксономическими категориями в этой системе являются класс, отряд, род и вид (а в пределах вида – разновидности).

23. Естественно-научные предпосылки дарвинизма
Ламарк был первым ученым, кот начал борьбу с креационизмом.

Вместо «лестницы существ» Ламарк ввел понятие градации – восхождения от простого к сложному, от несовершенного к совершенному. Градация отражает общий порядок природы, «насажденный Творцом всего сущего». Таким образом, по своим взглядам Ламарк был одновременно и деистом, и телеологом.

Линнеевский вид не может эволюционировать. Но других концепций вида в XIX веке не было. Поэтому Ламарк, отрицая неизменные линнеевские виды, отрицал существование видов вообще.

Ламарк впервые попытался выявить движущие силы эволюции, используя учение о флюидах, широко распространенное в его время.

В начале XIX века в биологии было распространено убеждение о наследуемости благоприобретенных признаков. Благоприобретенные признаки – это признаки, сформированные под влиянием флюидов. Тогда изменения в онтогенезе передаются потомкам и могут многократно усиливаться в чреде онтогенезов, то есть в филогенезе.

В качестве движущих сил эволюции Ламарк рассматривал следующие гипотетические явления.

1. Прямое влияние среды на наследственность у растений и низших животных. Пример: изменчивость листьев стрелолиста в зависимости от степени погруженности в воду, а точнее – в зависимости от освещенности. Подобные взгляды высказывали трансформисты Ж. Бюффон, Э.Ж. Сент-Илер (жоффруизм).

2. Закон упражнения и неупражнения: упражняемый орган совершенствуется, а неупражняемый – редуцируется. Пример: формирование длинной шеи у жирафа.

3. Волевые усилия у высших животных. Пример: рога у парнокопытных. В учении о возможности добиться успеха путем личных усилий проявляется антропоморфизм Ламарка.

4. В конце жизни Ламарк допускал явление естественного отбора: неудачные изменения приводят к гибели организмов и не передаются последующим поколениям.

Однако эволюционные взгляды Ж. Б. Ламарка не были подкреплены экспериментальным материалом, поэтому предложенные им движущие силы эволюции и механизмы эволюции оказались вымышленными.

В то же время, эволюционные построения Ламарка обладают кажущейся стройностью и логичностью. Для понимания эволюционной теории Ламарка не требуется глубокого знания биологии. Поэтому в XX в. учение Ж.-Б. Ламарка получило дальнейшее развитие в виде различных форм неоламаркизма:

1. Механоламаркизм – прямое приспособление и наследование благоприобретенных признаков.

2. Ортоламаркизм – включает идеи предопределенности: телеологию, ортогенез, номогенез, преформизм.

3. Психоламаркизм – использует понятия «жизненная сила», «клеточная душа».

4. Организмоцентризм. Единица эволюции – особь; ведущая форма отбора – соматический отбор.

24. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка
Создание эволюционной теории Ч. Дарвина основывалась на многочисленных работах его предшественников. Основные эволюционные понятия были сформулированы в трудах философов и естествоиспытателей Нового времени:

Томас Гоббс: В природе существует «борьба всех против всех» но в человеческом обществе при наличии сильной власти эта борьба прекращается, и отношения между людьми становятся цивилизованными.

Томас Роберт Мальтус (английский священник, экономист, автор книги «Опыт о законе народонаселения», автор теории «убывающего плодородия почв», 1766-1834). В человеческом обществе рост населения происходит в геометрической прогрессии (2-4-8-16-32-64. ), а объем освоенных ресурсов увеличивается в арифметической прогрессии (1-2-3-4-5-6. ). Рано или поздно численность новорожденных превышает объем доступных ресурсов, что приводит к голоду, социальным конфликтам, войнам, эпидемиям. Мальтус видел выход из этого положения в регуляции рождаемости.

В начале XIX века формируются представления о естественном отборе, сформулированные в работах У. Уэллса П. Мэттью и Э. Блита

Уильям Уэллс считал, что расовые различия у людей возникли в ответ на действие условий обитания: особи, менее устойчивые к местным заболеваниям, постепенно вымирали. В дальнейшем расовые различия закрепились вследствие социальной изоляции.

Патрик Мэттью предположил, что в ходе борьбы за существование выживают особи, наиболее соответствующие условиям своей среды, то есть действует «отбор при помощи закона природы». Одновременно Мэттью поддерживал и взгляды Ламарка, и теорию катастроф.

Эдвард Блит утверждал, что в природе существует жестокая конкуренция, и поэтому только сильнейшие, наиболее приспособленные к условиям данной местности особи могут оставить потомство. Блит был сторонником теории неизменности видов и считал, что отбор способствует сохранению постоянства видов.

Чарльз Лайель (точнее, Лайл Чарлз, Lyell Charles, английский геолог) в своей книге «Основы геологии» (1830-1833) опроверг идеюнеизменности нашего мира и теорию катастроф. Лайель сформулировал принципы униформизма, актуализма и принципнакопления мелких изменений. Сущность принципа униформизма – причины геологической эволюции в настоящем – те же, что и в прошлом. Сущность принципа актуализма – изучая настоящее, можно восстановить и прошлое. Сущность принципа накопления мелких изменений – даже очень медленные процессы за длительное время приводят к глобальным изменениям. В то же время Лайель отрицал возможность биологической эволюции: «Свойства, первоначально приданные, длятся до тех пор, пока каждый вид остается на Земле».

Другой современник Дарвина Альфред Уоллес (1823-1913) сформулировал собственную теорию эволюцию, сходную сдарвиновской.

Таким образом, заслуга Ч. Дарвина не в том, что он придумал основные эволюционные понятия, а в том, что он обобщил опыт своих предшественников и создал стройную, логически непротиворечивую теорию эволюции, базирующуюся на достижениях научной мысли Нового времени.

25. Ч. Дарвин. Краткие сведения по биографии Ч. Дарвина. История создания эволюционного учения Ч. Дарвина. Основные работы Ч. Дарвина.
Чарлз Ро́берт Да́рвин (12 февраля 1809 — 19 апреля 1882) — английский натуралист и путешественник, одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории, первое развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов», основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределённую изменчивость. Роль силы, формировавшей понимание Дарвином изменяющихся природных условий в качестве движущей силы естественного отбора, сыграл искусственный отбор. Существование эволюции было признано большинством учёных еще при жизни Дарвина, в то время как его теория естественного отбора как основное объяснение эволюции стала общепризнанной только в 30-х годах XX-го столетия с появлением синтетической теории эволюции. Идеи и открытия Дарвина в переработанном виде формируют фундамент современной синтетической теории эволюции и составляют основу биологии, как обеспечивающие логическое объяснение биоразнообразия. Последователи учения Дарвина развивают направление эволюционной мысли, носящее его имя (дарвинизм). Во время обучения в университетах Эдинбурга и Кембриджа Дарвин получил глубокие знания в области зоологии, ботаники и геологии, навыки и вкус к полевым исследованиям. Большую роль в формировании его научного мировоззрения сыграла книга выдающегося английского геолога Чарльза Лайеля «Принципы геологии». Дарвин был знаком с эволюционными идеями Эразма Дарвина, Ламарка и других ранних эволюционистов, но они не казались ему убедительными. Решающим поворотом в его судьбе стало кругосветное путешествие на корабле «Бигль» (1832—1837). Основные научные труды Дарвина. 1839г. – Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль». 1842г. – Зоология путешествия – ( участие в многотомной монографии). 1851-54г.г. – Усоногие раки. 1859г. – Происхождение видов. 1862 – Опыление у орхидных. 1868г. – Изменчивость животных и растений в одомашненном состоянии. 1871г. – Происхождение человека и половой отбор. 1872г. – Выражение эмоций у человека и животных. 1876г. – Действие перекрестного опыления и самоопыления в растительном мире.

Читать еще:  Сколько надо копать под фундамент для одноэтажного дома из блоков

Разработка урока по теме «Эволюционное учение» с использованием презентации
методическая разработка по биологии по теме

Урок расчитан на 2 академических часа. В качестве иллюстративного материала используется используется презентация Microsoft Office PowerPoint

Предварительный просмотр:

Карпеева Е.В., преподаватель химии и биологии

ГБОУ СПО СО Тавдинский техникум им. А.А.Елохина

Тема: Эволюционное учение

Тип урока : изучение нового материала

Цели: освоение знаний по теории эволюции, формирование научного мировоззрения, развитие представлений об изменяемости живой природы, развитие позна вательных интересов в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру , воспитание убежденности в возможности познания живой природы

Формы организации учебной деятельности: лекция с элементами беседы, выполнение самостоятельной работы

Межпредметные связи: география, история, реализуются внутрипредметные связи

1. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран

2 . Наглядные пособия: электронная презентация «Эволюционное учение. Доказательства эволюции»

3. Раздаточный материал: задания для самостоятельной работы

Биология. Общая биология. 10 – 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень

Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3-х т. Т.3

Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: Учеб. пособие для нач. проф. образования

Урок рассчитан на 2 академических часа

Организационный момент, знакомство с темой и целями урока

Развитие взглядов на происхождение видов а додарвиновский период:

Античная эпоха и средневековье

Время умозрительных построений

Эволюционное учение Ч.Дарвина:

Путешествие на «Бигле»

Наблюдения и выводы

Основные положения эволюционной теории

Проверочная работа (тест), обсуждение результатов

Тема урока : ( слайд 1) Эволюционное учение.

Цели для учащихся: ознакомиться с развитием представлений человека о происхождении видов, изучить основные положения теории Ч. Дарвина и доказательства существования эволюционных процессов.

Теория эволюции занимает особое место в изучении истории жизни. Она стала той объединяющей теорией, которая служит фундаментом для всей биологии. Эволюция подразумевает всеобщее постепенное развитие, упорядоченное и последовательное. Представление об эволюции берет сое начало не от Дарвина. Еще задолго до Дарвина попытки человека объяснить очевидное разнообразие окружающих его живых организмов парадоксальным образом привлекло его внимание к чертам структурного и функционального сходства между ними. Выдвигались различные гипотезы, что бы объяснить и это сходство и многообразие живых организмов, и такие идее сами эволюционировали по мере развития науки.

Развитие взглядов на происхождение видов: (слайд2 )

1. Античный период (слайд 3) — отдельные идеи о единстве живой и неживой материи, об изменяемости природы.

Диоген – дифференциация одной вещи, Эпмедокл – воздух, земля, огонь,вода – 4 начала из которых зародилась жизнь (слайд 3) , Демокрит – самозарождение живых организмов из ила, Анаксагор – зародыши из воздуха (слайд 4) , Фалес – из воды, Аристотель (слайд5 ) (4 в. До н.э.) – сформулировал теорию непрерывного и постепенного развития всего живого из неживой материи.

2. Средневековый период ( слайд 6) (4 – 14 века) – господство метафизических взглядов (божественное происхождение)

Все виды живых организмов были созданы богом, каждый из них соответствует определенной цели создателя, и остаются неизменными.

3. Время умозрительных построений (слайд 7 ) (15 – 18 века)– накопление практических сведений.

Наука в основном носит описательный характер, это период накопления большого количества практического материала. Со временем возникает потребность в его систематизации теоретическом обосновании. Среди ученых – натуралистов, внесших вклад в развитие биологии того времени следует отметить Карла Линнея.

Работы Карла Линнея:

Принцип соподчиненности систематических категорий

Наиболее полная систематика живой природы, имеющая иерархическую структуру.

4. Период трансформизма (слайд 8) ( 18 – 19 века)– первые теории об изменяемости живой природы.

Развитие промышленности, освоение новых территорий дают богатый материал для размышлений о процессах происходящих в природе.

Кант – происхождение солнечной системы из газо-пылевой туманности; Ломоносов – изменяемость земной поверхности (по окаменелостям), Шлейден и Шванн – клеточная теория и т.д.

Работы Ж.- Б. Ламарка:

Классификация животных в виде лестницы градации

Изменяемость видов под воздействием условий среды

Концепция упражнения и неупражнения органов

Новые условия  новые потребности  новые действия  новый признак (неверный механизм)

Наиболее правильно механизм эволюционных процессов был определен в работах Ч. Дарвина, которые и послужили основой для создания эволюционного учения.

Эволюционная теория Ч. Дарвина (слайд 9)

Дарвин родился в 1809 году в семье состоятельного врача. Получил образование в университетах Эдинбурга и Кембриджа. Решающими поворотом в его судьбе стало путешествие на корабле «Бигль» (слайд 10) , в котором Дарвин принял предложение участвовать в качестве натуралиста (без жалованья). В течении 5 лет с 1831 по 1836 г он занимался геологическими исследованиями, однако во время пребывания на Галапагосских островах им были сделаны важные наблюдения, которые произвели на Дарвина сильное впечатление .

После возвращения из плаванья наблюдения Дарвина были продолжены. В частности им изучалось разведение домашних животных и выведение новых пород – концепция искусственного отбора. Определенный толчок в его исследованиях дал трактат Томаса Мальтуса «О народонаселении»

Наблюдения и выводы – слайды 12 – 15

Основные идеи эволюционной теории были изложены Дарвином в книге «Происхождение видов путем естественного отбора», которая вышла в свет в ноябре 1859г. (слайд 16)

Материал эволюции: наследственная изменчивость

Движущие силы эволюции: борьба за существование; естественный отбор

Результат эволюции: многообразие видов; приспособленность видов.

Эволюция – процесс постоянного, постепенного, всеобщего развития живой природы, идущий на основе борьбы за существования и естественного отбора.

Любая теория требует подтверждений. Наличие процесса эволюции, т.е единства всех живых организмов и их изменяемость подтверждается данными различных разделов биологии.

Доказательства эволюции (слайд 18)

Сходство клеток обсуждается с учащимися в ходе беседы

Начало развития с одной клетки

2. Анатомические (слайд 19)

Общий план строения

Явление аналогии (слайды 20,21)

Рудименты (слайд 22)

Атавизмы (слайд 23)

3. Палеонтологические (слайд 24)

Наличие ископаемых остатков

Наличие переходных форм (слайды 25,26)

Филогенетические ряды (слайд 27)

Первый филогенетический ряд построен русским палеонтологом Владимиром Ковалевским в 19 веке.

4. Эмбриологические (слайд 28)

К. Бэр – закон зародышевого сходства

Мюллер и Геккель – биогенетический закон: каждая особь в своем индивидуальном развитии повторяет краткую историю развития своего вида – филогенез.

Северцов – повторяются этапы развития зародышей.

5. Биохимические– родственные виды имеют сходный состав белков и ДНК.

6. Биогеографические (слайд 29) – распределение видов по поверхности планеты и их группировка в биогеографические зоны отражает процесс исторического развития Земли.

Выполнение самостоятельной работы, обсуждение результатов

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector