Фундамент и материальную базу для перехода к информационному обществу составляют

Информация и информатизация общества

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию.

Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере деятельности требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций, когда кардинальные изменения в сфере обработки информации привели к преобразованиям общественных отношений, приобретению человеческим обществом нового качества.

С середины 80-х гг. началась разработка интеллектуальных компьютеров, внедрение во все сферы компьютерных сетей и их объединение, использование распределенной обработки данных, повсеместное применение компьютерных информационных технологий.

Последняя информационная революция выдвинула на первый план новую отрасль ‑ информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации.

Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития.

Процесс информатизации в Российской Федерации регулируется рядом нормативно-правовых документов, основные из них – «Об информации, информатизации и защите информации» (1995), «Об участии в международном информационном обмене» (1996 (в ред. 2003)), Концепция формирования и развития единого информационного пространства России, разработанной в 1994-95 гг., Концепция информационной безопасности России, принятой в 2000 г., Федеральный закон «Обэлектронной цифровой подписи» (2002), программа «Электронная Россия» (2002-2010 годы).

Количество, качество и доступность информационных ресурсов уже сейчас во многом определяет уровень развития страны, ее статус в мировом сообществе и бесспорно станут решающим показателем этого статуса в первые десятилетия XXI века.

Возрастает потребность в разработке и применении эффективных решений в сфере информационной индустрии. Она занимается производством технических и программных средств, информационных технологий для получения новых знаний.

На определенном этапе развития информационной индустрии рождается информационное общество, создается единое, не разделенное национальными границами информационное сообщество людей.

Переход от индустриального общества к информационному проявляется в следующем:

­ все большее перераспределение трудовых ресурсов из сферы материального производства в сферу информационных услуг;

­ на смену металлических или бумажных денег приходит электронная информация, заменяя традиционные формы расчетов системой электронных платежей, электронной коммерцией и др.;

­ информатизация охватывает все социально значимые области жизни человека: экономику, политику, культуру и пр.

Формирование информационного общества опирается на новейшие информационные, телекоммуникационные технологии и технологии связи. Именно новые технологии привели к бурному распространению глобальных информационных сетей, открывающих принципиально новые возможности международного информационного обмена. Формирование информационного общества концептуально и практически означает формирование мирового информационного пространства. При этом Россия как государство, обладающее развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой на всем Евроазиатском пространстве СНГ, могла бы стать ключевым звеном мирового информационного пространства.

Информатизация Российского общества – организованный процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан, органов государственной власти и производственных организаций на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информационные ресурсы России являются громадным по объему, стоимости и сложности комплексом, включающим базы данных, электронные информационные массивы, библиотечные и архивные фонды и т.п.

Информационный ресурс для каждой страны является стратегическим ресурсом, аналогичным по важности запасам энергии, ископаемых, сырья и прочим источникам.

На первый план выдвигается приоритет информационного ресурса по сравнению с другими материальными ресурсами, развитие информационной индустрии. Вместе с тем наблюдаются и негативные тенденции: увеличивается проникновение в частную жизнь людей, сокращается занятость, ухудшается здоровье пользователей информационных технологий и т.п.

Информационные ресурсы являются исходной базой для создания информационных продуктов. Последние являются результатом интеллектуальной деятельности человека и распространяются с помощью услуг.

Посредством информационных услуг осуществляется получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. Юридической основой этой операции должен быть договор между двумя сторонами – поставщиком и потребителем, а источником информационных услуг – базы данных. Они могут существовать в компьютерном и некомпьютерном вариантах, в виде библиографических и небиблиографических взаимосвязанных данных, основанных на общих правилах описания, хранения и манипулирования данными.

Главная тенденция в развитии информации на современном этапе состоит в совершенствовании электронной техники в сочетании с достижениями в области искусственного интеллекта и средств коммуникации.

Слияние компьютеров и средств коммуникации породило «инфокоммуникационные технологии», охватывающие все социально-значимые области человеческой жизни (электронную коммерцию; электронные платежи, платежи в банковских, клиентских, налоговых и других расчетах; дистанционное обучение и выполнение других работ).

С развитием инфокомму-никационных технологий и сервиса глобальных, региональных и локальных сетей стал быстро развиваться новый сектор экономики, получивший название сетевого.

Достижения в области искусственного интеллекта в сочетании с инфокоммуникационными технологиями породили и прогресс в области экспертных систем, нейросетей и нейрокомпьютеров, информационной безопасности и других областях.

Этапы перехода к информационному обществу

Решение перечисленных в подразд. 2.3 задач позволит пройти первый этап формирования информационного общества – этап компьютеризации. При этом предусматривается опережающее развитие научно-технических направлений, непосредственно обеспечивающих создание и эффективное применение новых информационных технологий, модернизацию конструкторской, технологической и промышленных баз производства информационных средств и их элементов, экстенсивное распространение вычислительной и микропроцессорной техники на различные области человеческой деятельности. Начинает создаваться система, обеспечивающая формирование всеобщей компьютерной грамотности как основы воспитания информационной культуры населения. Таким образом, основной задачей этапа является насыщение города вычислительной и микропроцессорной техникой.

Читать еще:  Рекомендации по исправлению дефектов забивки свай в фундаментах жилых зданий

На втором этапе предусматривается развитие информационной инфраструктуры региона и обеспечение условий для включения его в состав мировой экономической системы.

На данном этапе осуществляются:

  • • обеспечение потребностей населения региона в средствах информационной техники, в первую очередь, в персональных компьютерах и периферийных устройствах;
  • • создание широкой сети банков и баз данных;
  • • создание локальных и корпоративных информационных сетей и опорных зон формирования информационного общества и подключение их к глобальным сетям;
  • • создание широкой интегрированной сети телефонной и цифровой связи.

Этап характеризуется компьютерным освоением информационного фонда, загрузкой его в базы данных, объединенные в локальные и корпоративные информационные сети. Свободный доступ к информации, хранящейся в таких базах, имеет только ограниченный круг пользователей. Происходит подключение этих сетей к глобальным и их интеграция. Продолжается формирование информационной культуры населения. Второй этап формирования информационного общества может быть назван этапом персонализации информационного фонда и интеграции информационных сетей.

Целью третьего этапа является развитие и удовлетворение основных информационных потребностей населения.

Этот этап включает:

  • • завершение создания информационной инфраструктуры и интеграции ее как составного элемента в мировую инфраструктуру;
  • • массовое применение новейших информационных средств, систем и технологий во всех сферах человеческой деятельности;
  • • обеспечение каждому жителю региона свободного доступа ко всей информации, необходимость в которой возникает в процессе его деятельности, отдыха и в быту;
  • • завершение воспитания информационной культуры населения.

Третий этап формирования информационного общества характеризуется обеспечением свободного доступа ко всей информации, накопленной человечеством, возможностью не только пользоваться городским, общегосударственным и мировым информационными фондами, но и непосредственно пополнять их. Информационный фонд становится достоянием практически каждого жителя и превращается в основной ресурс развития города, поэтому третий этап можно назвать этапом социализации и актуализации информационного фонда.

Реализация перечисленных выше задач предполагает дальнейшее развитие и внедрение во все сферы человеческой деятельности перспективных информационных технологий, позволяющих человеку жить и работать в новой информационной среде. Эти технологии поддерживают базовые информационные процессы, обеспечивающие подготовку, сбор, передачу, накопление и хранение информации, а также преобразование данных в знания на основе моделей формализации и представления знаний. Можно выделить базовые информационные технологии по областям применения: в административном управлении, экономике, промышленности, науке, образовании, полиграфии, социально-бытовой сфере. По содержанию технологии разделяют на: телекоммуникационные с асинхронной передачей данных, CASE-технологии, технологии распределенных баз данных и знаний с удаленным доступом, мультимедиа-технологии, геоинформационные технологии, высокопроизводительные технологии обработки данных, технологии защиты информации, технологии виртуальной реальности и др. Актуальной задачей является внедрение этих технологий в образование. Это будет способствовать формированию новой информационной культуры.

В целом объем мирового рынка информационных технологий ежегодно возрастает на 6%. Совершенно очевидно, что наступает эра информационного общества.

Революционные преобразования в области информационных технологий позитивно воспринимаются обществом, однако эффективность их использования тормозит отставание основных технологий, в частности в области управления. Процесс информатизации, с одной стороны, характеризуется резким возрастанием информационных потоков, чему способствуют активно развивающиеся технические и программные возможности извлечения, транспортирования, хранения, обработки и представления информации. С другой стороны, представляемые объемы информации в основном являются устаревшими, не отражают текущее реальное состояние предметной области и, тем более, не предоставляют возможностей прогнозирования. Возникшие противоречия между новыми информационными и устаревшими управленческими технологиями показаны на рис. 2.1.

Устранение противоречий возможно следующими путями:

  • • актуализацией представляемой информации;
  • • обеспечением совместимости старых и новых технологий за счет использования новых экономико-математических моделей, разработки и внедрения новых стандартов на методы, модели и средства;
  • • систематизацией информации, представляемой для принятия решений, использованием новых форм представления, в частности визуальной (три четверти информации об окружающем мире поль-

Рис. 2.1. Противоречия между информационными и управленческими технологиями

зователи получают визуально, а деловая информация в основном представляется в текстовом виде).

Важнейшим шагом на пути сближения информационных и управленческих технологий является активное использование знаний. Жизненный цикл информации (рис. 2.2) включает следующие компоненты: данные, информация, знания, накопленный опыт.

Данные являются фундаментом информационной пирамиды, несущей основой для производства информации, осуществляемой путем сбора, обогащения и передачи данных. Переход от информации к знаниям происходит на основе обработки информации и использования искусственного интеллекта. Знания являются одним из естественных путей сокращения огромных информационных потоков. В связи с этим важнейшей задачей является развитие процесса управления знаниями, включающего их извлечение из накопленного опыта и правильное их применение для решения конкретных задач. Современные информационные системы – слож-

Рис. 2.2. Жизненный цикл информации

ные интегрированные комплексы, представляющие собой набор механизмов, методов и алгоритмов, направленных на поддержку жизненного цикла информации.

Изменения в социальной структуре при переходе к информационному обществу

В процессе перехода к информационному обществу в социологической структуре происходит ряд изменений. Так, например, об информации начинают говорить как о стратегическом курсе общества, как о ресурсе, определяющем уровень развития государства. Информатизация обеспечит переход общества от индустриального типа развития к информационному. Информационный рынок предоставит потребителям все необходимые информационные продукты и услуги, а их производство обеспечит индустрия информатики, часто называемая информационной индустрией. Все эти вопросы сейчас активно обсуждаются в печати, хотя до сих пор нет единого мнения относительно путей развития, понимания приоритетности того или иного направления, формулировок и понятий и т.п.

Некоторые ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

Читать еще:  Сколько надо бетона на фундамент дома размером 12 на 12

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий.

Ряд ученых выделяют характерные черты информационного общества:

решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

главной формой развития станет информационная экономика;

информационная технология приобретает глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду;

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

все большее влияние на общество средств массовой информации;

информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

многим людям будет трудно адаптироваться к среде нового общества. Существует опасность разрыва между » информационной элитой » (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени » компьютеризация общества». При внешней схожести этих понятий они имеют существенное различие.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями. Если рассмотреть человечество в целом, то оно в настоящее время переходит от индустриального общества к информационному.

Одной из отличительных особенностей жизни в современном обществе является гигантское развитие средств массовой информации. Поставленные современными научно-техническими разработками на качественно новый уровень и объединенные средствами связи в мировые информационно-коммуникационные сети, они оказывают чрезвычайно сильное влияние на психологию громадной массы людей во всем мире. Особенно сильно и отчетливо это обнаруживается в наиболее развитых странах Западной Европы, США, Японии, Великобритании. С помощью средств массовой информации возможно манипулирование общественным мнением, создание необходимых психологических предпосылок для формирования политических решений в различных сферах деятельности.

Развитию средств массовой информации во многом способствует процесс информатизации общества. Появление новых технических средств, информационных технологий и др. обеспечивает своевременный сбор, накопление, оперативную обработку и передачу информации в любую точку мирового пространства. Как следствие, становится возможным принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество. Это одна из причин, вследствие которых правительства наиболее передовых стран в последние годы стали уделять большое внимание развитию информационной сферы производства. Наряду с позитивным влиянием информатизации общества на средства массовой информации существует и негативное. Так, ряд ученых во многих странах заявляют, что технический прогресс в сфере массовой коммуникации служит в некоторых случаях социальному регрессу общества, так как порой разрушает веками создаваемые социальные коммуникационные связи.

В свою очередь, и средства массовой информации могут оказывать влияние на процесс информатизации общества, рекламируя новые информационные продукты и услуги, формируя общественное мнение о приоритетности этого процесса по сравнению с другими, о первостепенной важности проводимых мероприятий по его интенсификации, о роли информационной сферы в модели будущего информационного общества.

В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура.

Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры.

В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер. Для ВУЗов социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности. Причем наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач сферы деятельности.

В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение » объекта » информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры.

Читать еще:  Можно ли использовать свайный фундамент в качестве контура заземления?

Этапы перехода к информационному обществу

Решение перечисленных в подразд. 2.3 задач позволит пройти первый этап формирования информационного общества – этап компьютеризации. При этом предусматривается опережающее развитие научно-технических направлений, непосредственно обеспечивающих создание и эффективное применение новых информационных технологий, модернизацию конструкторской, технологической и промышленных баз производства информационных средств и их элементов, экстенсивное распространение вычислительной и микропроцессорной техники на различные области человеческой деятельности. Начинает создаваться система, обеспечивающая формирование всеобщей компьютерной грамотности как основы воспитания информационной культуры населения. Таким образом, основной задачей этапа является насыщение города вычислительной и микропроцессорной техникой.

На втором этапе предусматривается развитие информационной инфраструктуры региона и обеспечение условий для включения его в состав мировой экономической системы.

На данном этапе осуществляются:

  • • обеспечение потребностей населения региона в средствах информационной техники, в первую очередь, в персональных компьютерах и периферийных устройствах;
  • • создание широкой сети банков и баз данных;
  • • создание локальных и корпоративных информационных сетей и опорных зон формирования информационного общества и подключение их к глобальным сетям;
  • • создание широкой интегрированной сети телефонной и цифровой связи.

Этап характеризуется компьютерным освоением информационного фонда, загрузкой его в базы данных, объединенные в локальные и корпоративные информационные сети. Свободный доступ к информации, хранящейся в таких базах, имеет только ограниченный круг пользователей. Происходит подключение этих сетей к глобальным и их интеграция. Продолжается формирование информационной культуры населения. Второй этап формирования информационного общества может быть назван этапом персонализации информационного фонда и интеграции информационных сетей.

Целью третьего этапа является развитие и удовлетворение основных информационных потребностей населения.

Этот этап включает:

  • • завершение создания информационной инфраструктуры и интеграции ее как составного элемента в мировую инфраструктуру;
  • • массовое применение новейших информационных средств, систем и технологий во всех сферах человеческой деятельности;
  • • обеспечение каждому жителю региона свободного доступа ко всей информации, необходимость в которой возникает в процессе его деятельности, отдыха и в быту;
  • • завершение воспитания информационной культуры населения.

Третий этап формирования информационного общества характеризуется обеспечением свободного доступа ко всей информации, накопленной человечеством, возможностью не только пользоваться городским, общегосударственным и мировым информационными фондами, но и непосредственно пополнять их. Информационный фонд становится достоянием практически каждого жителя и превращается в основной ресурс развития города, поэтому третий этап можно назвать этапом социализации и актуализации информационного фонда.

Реализация перечисленных выше задач предполагает дальнейшее развитие и внедрение во все сферы человеческой деятельности перспективных информационных технологий, позволяющих человеку жить и работать в новой информационной среде. Эти технологии поддерживают базовые информационные процессы, обеспечивающие подготовку, сбор, передачу, накопление и хранение информации, а также преобразование данных в знания на основе моделей формализации и представления знаний. Можно выделить базовые информационные технологии по областям применения: в административном управлении, экономике, промышленности, науке, образовании, полиграфии, социально-бытовой сфере. По содержанию технологии разделяют на: телекоммуникационные с асинхронной передачей данных, CASE-технологии, технологии распределенных баз данных и знаний с удаленным доступом, мультимедиа-технологии, геоинформационные технологии, высокопроизводительные технологии обработки данных, технологии защиты информации, технологии виртуальной реальности и др. Актуальной задачей является внедрение этих технологий в образование. Это будет способствовать формированию новой информационной культуры.

В целом объем мирового рынка информационных технологий ежегодно возрастает на 6%. Совершенно очевидно, что наступает эра информационного общества.

Революционные преобразования в области информационных технологий позитивно воспринимаются обществом, однако эффективность их использования тормозит отставание основных технологий, в частности в области управления. Процесс информатизации, с одной стороны, характеризуется резким возрастанием информационных потоков, чему способствуют активно развивающиеся технические и программные возможности извлечения, транспортирования, хранения, обработки и представления информации. С другой стороны, представляемые объемы информации в основном являются устаревшими, не отражают текущее реальное состояние предметной области и, тем более, не предоставляют возможностей прогнозирования. Возникшие противоречия между новыми информационными и устаревшими управленческими технологиями показаны на рис. 2.1.

Устранение противоречий возможно следующими путями:

  • • актуализацией представляемой информации;
  • • обеспечением совместимости старых и новых технологий за счет использования новых экономико-математических моделей, разработки и внедрения новых стандартов на методы, модели и средства;
  • • систематизацией информации, представляемой для принятия решений, использованием новых форм представления, в частности визуальной (три четверти информации об окружающем мире поль-

Рис. 2.1. Противоречия между информационными и управленческими технологиями

зователи получают визуально, а деловая информация в основном представляется в текстовом виде).

Важнейшим шагом на пути сближения информационных и управленческих технологий является активное использование знаний. Жизненный цикл информации (рис. 2.2) включает следующие компоненты: данные, информация, знания, накопленный опыт.

Данные являются фундаментом информационной пирамиды, несущей основой для производства информации, осуществляемой путем сбора, обогащения и передачи данных. Переход от информации к знаниям происходит на основе обработки информации и использования искусственного интеллекта. Знания являются одним из естественных путей сокращения огромных информационных потоков. В связи с этим важнейшей задачей является развитие процесса управления знаниями, включающего их извлечение из накопленного опыта и правильное их применение для решения конкретных задач. Современные информационные системы – слож-

Рис. 2.2. Жизненный цикл информации

ные интегрированные комплексы, представляющие собой набор механизмов, методов и алгоритмов, направленных на поддержку жизненного цикла информации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector